среда, 22 августа 2012 г.

Полоса раздора! Хроника пикирования владельцев аэропорта "Домодедово" с государством




Compromat.Ru
Дмитрий Каменщик
У единственного частного оператора Московского авиаузла — «Домодедово» заметно осложнились перспективы развития: накануне создания единой аэропортовой госкомпании у государства к «Домодедово» есть серьезные имущественные претензии. 

Росавиации нужно начать подготовку к конкурсу по выбору соинвестора для развития аэропорта «Домодедово», говорится в письме министра транспорта Максима Соколова руководителю Росавиации Александру Нерадько от 17 июля 2012 г. (копия есть у «Ведомостей»). Сотрудник Минтранса подтвердил, что письмо с такими исходными данными отправлялось в Росавиацию. Официальный представитель Росавиации сообщил только, что вопрос о государственно-частном партнерстве прорабатывается. 

Новая взлетно-посадочная полоса нужна и «Шереметьево», и «Домодедово», но на две полосы в бюджете денег нет. Президент Владимир Путин, будучи еще в премьерской должности, выбрал «Шереметьево», а по «Домодедово» поручил Минтрансу и Росавиации проработать вопрос. 

Вариантов было два. Первый — оставить «Домодедово» с одной полосой (существующая вторая полоса будет закрыта на реконструкцию). «Домодедово» возражало: недополученная выгода бюджетов всех уровней составит до $1 млрд, недообслуженными останутся к 2020 г. 35 млн пассажиров. 

Второй, на котором настояло «Домодедово», — на расстоянии 1,8 км от первой построить новую полосу. «Домодедово» обещало подарить государству землю под новую полосу стоимостью 7,9 млрд руб., а также финансировать часть работ, вспоминает человек из Росавиации. 

В ФЦП «Развитие гражданской авиации до 2015 г.» на домодедовский аэродром было предусмотрено около 15 млрд руб., а стоимость проекта, который уже прошел госэкспертизу, — 27 млрд руб. В феврале 2012 г. Росавиация заключила с «Домодедово» договор о соинвестировании (есть у «Ведомостей»). 

16 апреля 2012 г. у первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, Росавиации было дано указание утвердить проектно-сметную документацию по новой полосе и объявить конкурс на генподрядчика строительства. Примерно тогда же у Шувалова было несколько совещаний, после которых, по данным людей, близких к правительству и Минтрансу, строительство новой полосы увязывалось с продажей аэропорта (претенденты — А1 и «Сумма»). Но «Домодедово» заявило, что не продается. С тех пор Росавиация никак не объявит конкурс на генподрядчика (см. врез), а «Домодедово» обвиняет Росавиацию в затягивании процесса и жалуется Шувалову; аппарат правительства шлет в Росавиацию телеграммы с требованием начать хотя бы первый этап строительства, на который деньги есть. 

Как следует из письма Соколова Нерадько, для поиска соинвестора новой полосы нужно объявлять конкурс. Человек из Росавиации сказал, что другой инвестор необходим, поскольку «Домодедово» отказывается гарантировать строительство новой полосы. Как выяснили «Ведомости», «Домодедово» и Росавиация друг друга недопоняли: аэропорт планировал потратить 14,5 млрд на частную собственность (электроподстанцию, светосигнальное оборудование для аэродрома). 

А Росавиация — что «Домодедово» вложится в саму полосу и рулежные дорожки. 

В проект государственно-частного партнерства по «Домодедово» будет включено помимо полосы строительство альтернативного топливозаправочного комплекса, следует из письма от 3 мая 2012 г. тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина тогдашнему премьеру Владимиру Путину (копия есть у «Ведомостей»). Совладелец аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев, следует из письма Соколова Нерадько, выражал готовность построить в «Домодедово» и новую полосу, и топливозаправочный комплекс. Близкий к нему человек говорит, что партнером готова выступить «Роснефть». 

«Домодедово» ответило Соколову 30 июля 2012 г. (копия письма есть у «Ведомостей»), что доклад Росавиации о неисполнении аэропортом «Домодедово» обязательств по соинвестированию не соответствует действительности. «Домодедово» готово вложиться в полосу — но при наличии юридических оснований: полноценного закона, регулирующего государственно-частное партнерство, до сих пор нет. 

Вдобавок ко всему этому Росимущество ведет переоценку аэродромного имущества, сообщил представитель «Домодедово». После тяжбы с Росимуществом «Домодедово» получило выгодный договор аренды, он может быть пересмотрен. Представитель Росимущества отказался комментировать это. Люди, близкие к «Домодедово», полагают, что ставка может увеличиться в разы. «Звучат даже суммы в 400 млн руб. вместо нынешних 95 млн руб.», — говорит один из них. 

А в начале лета в «Домодедово» прошла прокурорская проверка — по жалобе замруководителя Росавиации Константина Махова. По его мнению, договор аренды «Домодедово» на 1158 га земли оформлен с нарушениями: без прекращения права бессрочного пользования ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово» участок был передан в аренду администрацией Домодедовского района. Проверка, следует из акта от 25 июля, имеющегося у «Ведомостей», нарушений не выявила. Представитель Росавиации отказался это комментировать.

***

Не доверяют

В письме Соколову от 6 июля 2012 г. Нерадько объяснил позицию Росавиации тем, что ООО «Форум-инвест», подконтрольное «Домодедово», не переоформляет в федеральную собственность земли для строительства полосы. «Форум-инвест» говорит, что готов переоформить — как только Росавиация объявит конкурс на генподрядчика, а до тех пор предлагает участок в аренду за 1 руб. в год.

***

"Страшилки" для чиновников

© "Ведомости", 20.08.2012, "Домодедово" против

Владельцы аэропорта "Домодедово" пытаются повлиять на фактически принятое президентом решение объединить государственные активы Московского авиаузла

Екатерина Соболь, Евгения Письменная, Ирина Мокроусова 

Президент Владимир Путин согласовал схему объединения активов Московского авиаузла. Помощник президента Игорь Левитин в письме Путину от 11 июля 2012 г. (копия есть у «Ведомостей») предложил создать единую компанию на базе федерального имущества — наземной инфраструктуры Московского авиаузла, акций операторов аэропортов, средств федерального бюджета на развитие авиаузла и т. д., — а также поручить правительству разработать пакет необходимых документов в срок до 15 ноября 2012 г. и создать рабочую группу под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Путин наложил резолюцию: «Согласен. Медведеву Д. А. — прошу поддержать». 

Если терминалы «Внуково» и «Шереметьево» будут объединены со всеми тремя аэродромами, аэропорту «Домодедово» придется арендовать аэродром у конкурента — и с ним же согласовывать строительство новой взлетно-посадочной полосы. 

Решение о создании аэропортовой госкомпании правительство будет принимать в сентябре, знает чиновник правительства, заседание пройдет у Шувалова. 

«Домодедово» против такой схемы. 31 июля 2012 г. исполнительный директор «Домодедово» Денис Нуждин отправил одинаковые письма (текст есть у «Ведомостей») замминистра экономического развития Олегу Савельеву и помощнику президента Эльвире Набиуллиной. Объединение трех аэродромов Москвы в госкомпанию требует серьезного переосмысления и корректировки, пишет он. 

Представитель Минэкономразвития на запрос «Ведомостей» не ответил. В «Домодедово» письмо подтвердили и сообщили, что ответа на него пока не было. 

Создавая госкомпанию, Минтранс и Росавиация основываются на заниженном прогнозе роста пассажиропотока, пишет Нуждин: по расчетам «Прогресстеха», к 2020 г. через Московский авиаузел будет проходить 100-105 млн человек в год, «Аэропроект» дает цифру еще выше — 130 млн. Пропускная способность авиаузла достигнет максимум 95 млн пассажиров: 15 млн — «Внуково», 35 млн — «Шереметьево» и 45 млн — «Домодедово», уверяет Нуждин, а Росавиация ошибочно оценивает ее в 150 млн. Надвигается коллапс, предрекает Нуждин, ситуацию ухудшает саботаж Росавиацией строительства взлетно-посадочной полосы в «Домодедово» — оно должно было начаться еще в июне; к 2016 г. «Домодедово» может остаться с одной полосой. А в «Шереметьево», продолжает Нуждин, третья полоса появится в 2018 г. из-за земельного конфликта, но и она вряд ли обеспечит потребности растущего пассажиропотока. 

Представитель Росавиации не сомневается, что ее прогноз верен: дело не только в новых полосах, но и в модернизации системы организации воздушного движения. 

Прогноз, что в «Шереметьево» третья полоса не появится раньше 2018 г., надуман, говорит человек, знакомый с ходом ее строительства: можно успеть к 2015 г. Проект идет по плану, вторит ему представитель генподрядчика — «Трансстроя»: из 470 га, необходимых для полосы, строить можно уже на 311 га. 

Нуждин критикует все варианты работы будущей аэропортовой госкомпании. Вариант № 1 предполагает концессионную схему — но тогда нужно согласие арендаторов аэродромного имущества на прекращение отношений: не факт, что все аэропорты согласятся. По варианту № 2 в условия аренды входит обязательство арендатора реконструировать имущество аэродромов (по этому сценарию уже работает «Внуково») — но тогда аэропорты не развиваются, так как создание новых объектов по закону не может быть обязанностью арендатора. Вариант № 3 предусматривает вхождение в госкомпанию инвестора, но так можно потерять контроль над стратегическими объектами — аэропортами. 

Нуждин также высказывает опасение, что внесение в госкомпанию «Внуково» и «Шереметьево» целиком и только аэродромного комплекса «Домодедово» может привести к дискриминации при финансировании последнего. 

Аэропортовой госкомпании, по мнению Нуждина, потребуется строительство новых полос и увеличение тарифа в 2013 г. на 322%, в 2029 г. на 243%, в 2039 г. на 277% по сравнению с нынешним, установленным Федеральной службой по тарифам. До 2043 г. билеты подорожают в 7,5 раза, предупреждает Нуждин, Московский авиаузел потеряет до 176,5 млн пассажиров (расчет по рекомендациям IATA). Если сохранять тарифы, нужны субсидии — 861,1 млрд руб. до 2043 г. А значит, и декларируемая задача исключения бюджетного финансирования госкомпании не будет исполнена, резюмирует он. 

Объединение, предупреждает Нуждин, приведет к устранению конкуренции — основного драйвера развития аэропортов Москвы — и к региональной монополии. Чтобы всего этого не допустить, Нуждин предлагает незамедлительно начать строить взлетно-посадочную полосу в «Домодедово» и исходить из реальных прогнозов пассажиропотока. 

Председатель совета директоров «Внуково» Виталий Ванцев считает, что эти расчеты — страшилка для чиновников: даже при сегодняшних тарифах госкомпания приносила бы бюджету миллиарды: выручка трех аэродромов за 2011 г. — 4,086 млрд руб., а их содержание — 3 млрд руб. Коллеги отмечают, что пропускная способность «Внуково» — 15 млн пассажиров в год, продолжает Ванцев, но тесты показали, что около 30 млн. А значит, прогнозы Росавиации, по крайней мере в части «Внуково», верны. В Московском авиаузле не три аэропорта — есть еще «Жуковский», «Кубинка», «Быково», указывает Ванцев, а довод, будто из-за объединения аэродромов Москвы уйдет конкуренция, сомнителен: и сейчас эти активы у государства и им же управляются. 

«Домодедово» можно понять, говорит директор Infomost Борис Рыбак: аэропорту грозит пересмотр договора аренды, самого выгодного в отрасли (см. врез). В затянувшихся переговорах с правительством и в выжидательной позиции аэропорта потеряно главное — интерес владельцев «Домодедово» к опережающему развитию, как это было раньше, резюмирует Рыбак.

***

По дешевке

Самая высокая ставка аренды аэродромного имущества сейчас у «Шереметьево» — около 200 млн руб. в год. «Внуково» по договору аренды платит 10% выручки от использования этой инфраструктуры, в 2011 г. это было 70 млн руб. Платеж «Домодедово» — около 90 млн руб., сообщили топ-менеджеры. 

["Маркер", 20.02.2012, "Домодедово и Росимущество полгода не могут договориться об арендной ставке": Хотя комплекс зданий Домодедово был приватизирован в 1997 году, Росимущество забило тревогу по этому поводу только в 2004-м. Конфликт был сглажен в Высшем арбитражном суде: по заключенному в 2006 году мировому соглашению ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» повысили арендную ставку — с 3 млн рублей до 92 млн рублей в год. 
В 2008 году была проведена еще одна кампания Росимущества по Домодедово, уже по поводу арендных отношений. Ответчик подчеркивал, что вложил в развитие комплекса более $1 млрд и старых зданий уже не осталось — дело снова дошло до ВАС, и он принял доводы Домодедово. 
Поэтому сейчас действует договор, заключенный в октябре 2006-го, подтвердили «Маркеру» в Росимуществе. По этому контракту Домодедово вправе использовать до 2073 года две взлетно-посадочные полосы, перроны, стоянки, светосигнальное оборудование, рулежные дорожки и проч. Пересмотр ставки по договору — каждые пять лет. 
Ставку впервые должны были скорректировать в октябре 2011 года. — Врезка К.ру]

Комментариев нет:

Отправить комментарий