К нашумевшему докладу компании «Минченко консалтинг» «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» прилагается симпатичная слайдовая презентация, где российская элита разложена на квадратики и овалы. Что-то эти формы смутно напомнили. Потом стало понятно: кладбище. С сопутствующими случаю похоронами тандема, осуществленными экспертами. А следующим шагом в памяти возникла метафора классика теории элит Вильфредо Парето, равно талантливого и в экономической науке, и в социологии: история — кладбище элит. Старые элиты теряют энергию, их заменяют новые. Так происходит ротация истеблишмента.
В позднесоветское время циркуляция элит в настоящем Политбюро (ПБ) после многолетнего застоя осуществлялась с невероятной скоростью. Об имени нового вождя четко сигнализировала позиция ведущего заседания секретариата ЦК КПСС. Но настоящая ротация не завершилась даже тогда, когда к власти пришел Михаил Горбачев, который как раз и вел секретариат в отсутствие тов. Черненко К.У. Зато потом из ПБ были выведены старики, и омоложенная партийная элита сопровождала, как могла, естественно-историческое отмиранием? империи.
В сверхновые времена элита 1990-х была радикально ротирована после прихода Владимира Путина, хотя, как и констатирует «Минченко консалтинг», остались и либералы, и старосемейные. А вот с ротацией путинской элиты, замкнутой на несменяемого вождя, — проблемы.
Исследователи совершенно справедливо отмечают основной смысл существования нынешней элиты: «Правящая элита, помимо решения собственно управленческих задач, ориентирована на то, чтобы обеспечить свою устойчивость на длительном временном промежутке». Одно из средств достижения этой цели, пишут авторы доклада, «обеспечение передачи обретенной в 1990—2000-х годах собственности по наследству». Пожалуй, именно это — важнейший вывод экспертов, а не распределение мест на воображаемом «кладбище» имени Вильфредо Парето.
…То ли в шутку, то ли всерьез инсайдеры рассказывают о том, что глава ФСО генерал Евгений Муров (который почему-то определен экспертами в «кандидаты в члены Политбюро», а не в «члены Политбюро» — думаю, это ошибка) искренне недоумевал, почему он не может передать свой пост по наследству сыну Андрею. Даже если это и анекдот, то весьма симптоматичный. Во всяком случае, после того, как Андрей Муров поработал директором «Пулково», то есть ответил за взлетно-посадочную полосу кооператива «Озеро», его, судя по всему, перебросили на объединение ФСК и МРСК. То есть — в точном соответствии с выводами «Минченко консалтинг» — передали в «наследство» все электросетевое хозяйство страны. Про то, как широко трудоустраиваются на позиции в топ-менеджмент госкорпораций и госбанков сыновья силовой элиты от Александра Бортникова до Сергея Иванова, даже и напоминать-то неловко.
Словом, потерявшая энергию элита ищет способы сохранения своих позиций и активов, передачи власти и собственности (это одно и то же в путинской системе) в прямом смысле слова по наследству. И это, кстати говоря, радикально отличает настоящее Политбюро от «Политбюро 2.0» — непотизм даже в поздние советские годы не становился доминантным поведением.
Иногда, кстати говоря, не совсем понятно, почему эксперты считают одних представителей элиты выше других, например, Вячеслав Володин входит в «Политбюро», а патриарх Кирилл — нет? Как говорится, побойтесь Бога, это же второй человек в стране! Все в этом политическом режиме, где царят ручное управление и не всегда предсказуемое мнение патрона, слабо предсказуемо. Доказательство тому — внезапное вознесение на специальном социальном лифте И.Р. Холманских. Уж не дразнил ли таким способом Путин свой ближний круг, демонстрируя неустойчивость положения любого влиятельного чиновника в политсистеме третьего срока?
Правы авторы доклада в том, что «управленческая система нацелена в первую очередь на инерционный вариант развития. Все ключевые центры силы надеются, что не произойдет сильных международных потрясений, что России удастся сохранить социальную стабильность». Ради инерционного сценария и спокойной передачи активов и пассивов по наследству и строятся противотанковые ежи в виде всяких законов о митингах и иностранных агентах, поучительных судебных процессов и охоты за «болотными» активистами. Страна и народ в этих схемах рассматриваются только как досадное обстоятельство, требующее поправки на ветер, — то есть приходится иногда проводить имитационные выборы и расходовать средства бюджета на социальные нужды.
…На днях один высокопоставленный чиновник рассказывал мне, что по совещаниям разных уровней видно — в элитах исчез драйв. Вполне профессиональные люди сидят с потухшими глазами и просто отбывают номер, ввиду того, что потеряна осмысленная цель. Похожая ситуация была перед сменой элит в эпоху настоящего Политбюро. Потеря энергии, главный, по Парето, признак грядущей ротации.
Было бы только кем ротировать…
Комментариев нет:
Отправить комментарий