вторник, 17 апреля 2012 г.

Произвольная программа генерала Елина


На языке криминалистов «подснежниками» называют жертв преступлений, чьи трупы вытаивают в конце зимы на заснеженных пустырях и опушках леса. С недавних пор этот неофициальный термин нуждается в уточнении. Нынешней весной «размораживаются» скандалы, связанные с вопиющими фактами полицейского произвола.
Резонансный случай в Казани выглядит рядовым происшествием на фоне сообщений из других регионов. Пытки стали едва ли не единственным методом ведения допросов. А потому, отвечать за них высшие чины МВД не собираются. Единственным исключением стала добровольная отставка главы полиции Татарстана Асгата Сафарова. Зато его кемеровский коллега Александр Елин, подчиненные которого только за последние полгода были уличены в двух убийствах и одном изнасиловании, с гордостью отчитался об успехах своего ведомства.

Если верить официальным отчетам кемеровских полицейских, реформа МВД в их отдельно взятом регионе увенчалась полным и безоговорочным успехом. Как заметил, отчитываясь об итогах 2011 года начальник Главного управления МВД России по Кемеровской области Александр Николаевич Елин, под его непосредственным руководством «…были значительно укреплены оперативно-розыскные подразделения по приоритетным направлениям борьбы с преступностью, бандитизмом, организованными группами и сообществами». Предметом особой гордости генерала стали так называемые «мобильные группы разбора», включенные в состав дежурных частей. Жители Кузбасса к словам Елина отнеслись насторожено. Слово «разбор» применительно к полицейским здесь имеет отчетливый криминальный оттенок. Причем, как и в случае бандитских разборок, общение граждан с неформальными «мобильными группами» дознавателей, следователей и оперативников часто заканчивается трагически.

Кузбасские стражи порядка никогда не отличались особой мягкостью к подшефным категориям населения. Тем не менее, до последнего времени считалось, что уровень рукоприкладства в местных отделениях полиции в целом не выходит за общероссийские рамки. Перелом в общественном мнении случился минувшей осенью, когда стали известны подробности инцидента, случившегося в отделении полиции «Заводской» города Кемерова. Поводом для скандала стало заявление местной жительницы Шабалиной, которая пожаловалась в Следственный комитет на полицейских, избивших ее сына Вадима. В ходе первых же проверок выяснилось, что банальным выговором сотрудники «Заводского» не отделаются. Факт избиения, говоря языком протокола, полностью подтвердился. А еще, открылись другие, гораздо более серьезные обстоятельства. К примеру, сотрудник уголовного розыска Дубровский в ходе допроса показал, что 26 августа 2011 года в помещении отдела полиции «Заводской» его коллега Силантьев «спускал штаны с потерпевшего Шабалина В.В. и засовывал самодельный деревянный жезл ГИБДД в анальное отверстие последнего». Причем, этим дело не закончилось. Подозреваемый Павловский, к примеру, «…надевал боксерские перчатки красного цвета, после чего наносил Шабалину… удары в область расположения почек, по животу, по ребрам».

Общение с полицией закончилось для задержанного печально. Прямо из отделения Шабалин был доставлен в одну из кемеровских больниц, где сразу же попал на операционный стол по причине травматического разрыва прямой кишки и перитонита. Полицейский Силантьев, напротив, чувствовал себя вполне удовлетворительно, и муками совести не страдал. Вплоть до первых признательных показаний своих подельников он исправно ходил на службу, а потом подался в бега. Подписку о невыезде и «надлежащем поведении» с него взяли заочно. Как писали в официальных объяснениях сослуживцы насильника, «местонахождение Силантьева С.И. установить не удалось», так как он «…знает механизм производства комплекса оперативно-розыскных мероприятий». Расследование инцидента в Кемерова, по причине отсутствия виновника, было приостановлено, причем все полицейское руководство осталось при своих постах.

Общественность не протестовала. Внимание жителей области было приковано к двум другим уголовным процессам. Фигурантами первого стали сотрудники отделения полиции «Новобайдаевский» города Новокузнецка. События здесь развивались по уже ставшем привычным сценарию. А именно, в сентябре прошлого года начальник тамошнего уголовного розыска Ивахов, его заместитель Филонов, старшие оперуполномоченные Малюк, Топорков и Рудой задержали некого гражданина Александорова, и, обвинив его в грабеже, «пытались склонить его к даче признательных показаний». Допрос, по обыкновению, сопровождался пытками, но без особых изысков. Гражданина Александрова попросту задушили. Обнаружив, что никаких показаний задержанный дать уже не сможет, полицейские имитировали его самоубийство, на чем и погорели. Второе уголовное дело было возбуждено в отношении сотрудников МО УМВД «Анджеро-Судженский» и отдела полиции «Южный». Как выяснилось, в декабре прошлого года замначальника полиции Баль, начальник оперативно-розыскной части Власенко, и замначальника «Южного», крепко выпив, попытались «расколоть» местного жителя Каберова, заподозренного в совершении серии грабежей. Подручных средств , но сил своих не рассчитали, задушив Каберова в ходе допроса. Тело убитого, по примеру своих коллег из Новокузнецка, полицейские бросили на пустыре.

Трудно сказать, в каких именно выражениях глава областного МВД докладывал о преступлениях своих подчиненных строгому московскому начальству. Зато известно, что на его карьере серия криминальных скандалов никак не сказалась. Ровно год назад он оказался в числе первых переаттестованных генералов МВД. А в нынешнем году Александр Елин, выступив на 47- сессии областного Совета народных депутатов, с гордостью отрапортовал об успехах воспитательной работы среди вверенного его попечению коллектива. По словам генерала, «…руководством Главного управления МВД России по Кемеровской области не пропускается ни одного проступка сотрудника полиции». Как именно отреагировало всезнающее начальство областного МВД на преступления сотрудников районных отделов, Елин не уточнил. Зато, в кулуарах, упомянул о нападках на полицию и необходимости защитить пресловутую «честь мундира». Последнее замечание прозвучало довольно неуверенно: может быть, именно в этот момент генерал вспомнил показания своих бывших подчиненных, убийц и насильников.

Сможет ли генерал Елин выступить в прежнем своем качестве на следующей сессии облсовета, покажет время. Как пишут местные издания, сейчас в Кемерово работает комиссия МВД России. Окончательные выводы относительно профпригодности главы областного полицейского главка будут сделаны после окончания комплексной проверки. Вполне возможно, что знакомится с ними Александр Елин будет после своей добровольной отставки. Или, что так же вероятно, реформированное МВД столкнется с перспективой нового скандала. По некоторым данным, перечень вопросов к генералу затрагивает не только инциденты с пытками и убийствами. Как и большинство российских чиновников, Елин слывет «крепким хозяйственником». А в Кемерово, где только сейчас отгремели раскаты громкого уголовного расследования обстоятельств хищения средств муниципального бюджета, такого рода характеристика звучит слишком двусмысленно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий