четверг, 22 ноября 2012 г.

Лимузин для первых лиц: не прибыли для, а имиджа ради



Лимузин для первых лиц: не прибыли для, а имиджа радиРБКРБК
Парк автомобилей отечественных чиновников перестал состоять из отечественных автомобилей довольно давно. Советские "Волги", "Чайки" и ЗИЛы уступили место продукции немецкого автомобилестроения с редкими вкраплениями машин из Японии и Америки. В высших эшелонах власти за последние полтора десятка лет неоднократно возникали призывы поддержать отечественный автопром не только словом, но и делом: идея пересадить госслужащих на "наше, российское" зарождалась и умирала несколько раз.
Первопроходцем в этой непопулярной в чиновничьих рядах мере был первый президент России Борис Николаевич Ельцин. Так сложилось, что очередной подход к снаряду, правда, несколько видоизмененным образом, совершил его преемник: в апреле 2012г. вновь избранный президент Владимир Путин, тогда еще не покинувший тесное кресло премьер-министра, призвал подумать над тем, чтобы пересадить чиновников на автомобили отечественного производства.
Пчелы против меда: история борьбы
В 1997г. лидер новой России с подачи тогдашнего вице-премьера РФ Бориса Немцова своим указом обязал чиновников пересесть на автомобили отечественного производства. Инициатива произвела фурор среди госслужащих, некоторые призыву вняли и начали пересаживаться на "наши" автомобили, хоть вариантов было и немного.
Предполагалось, что работники министерств и ведомств будут передвигаться преимущественно на машинах, произведенных на ГАЗе. Кроме "Волги", автомобили представительского класса выпускал завод "Москвич", однако даже московская мэрия (к слову, владевшая пакетом начинавшего агонизировать завода) отказалась от его изделий после закупки тестовой партии - ни "Князь Владимир", ни "Иван Калита" популярности так и не снискали.
Но, несмотря на благие намерения и личную поддержку инициатора проекта - Б.Немцова и тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова, - начинание провалилось. Сам Борис Николаевич следовать своему же указу не пожелал, так и не отказавшись от своего "Мерседеса", а вслед за ним и все "поторопившиеся" незаметно вернулись к более комфортным иномаркам.
С тех пор минуло немало времени, инициатор первых "пересадок" из приближенного к власти переквалифицировался в лидеры оппозиции, а об отечественных "членовозах" уже никто не вспоминал.
В очередной раз об этой популярной среди народа и столь же непопулярной среди чиновников мере упомянул в 2008г. президент В.Путин. В разгар кризиса российский лидер заявил о недопустимости расходования средств на иномарки в то время, как отечественный автопром еле держится на плаву.
В сентябре 2011г. об ограничении чиновничьих аппетитов при закупках автомобилей заговорил уже "рупор" отечественной оппозиции Алексей Навальный. Блогер предложил установить ценовую планку на уровне 2 млн руб. Более дорогие покупки, по его замыслу, должны были разрешаться распоряжением правительства. Тогда против этой задумки выступили на всех фронтах, а в Министерстве экономического развития (МЭР) даже пояснили, что "закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники". Позднее, правда, в МЭР свою позицию пересмотрели и предложили проанализировать количество и стоимость необходимых министерствам автомобилей. Это заявление спровоцировало бум закупок дорогих автомобилей среди министерств, ведомств и служб различного калибра. Практически не отличались лишь их запросы.
Наконец, в апреле 2012г. кривая дорожка вернула предложение на самый высокий уровень: в ходе своего визита на АВТОВАЗ В.Путин заявил, что отныне все госучреждения будут закупать отечественное. "Считаю, что все органы государственной, муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые за счет федерального бюджета, должны уже со следующего года покупать только автомобильную технику, производимую в РФ, Казахстане и Белоруссии", - подчеркнул тогда президент. В этот момент у многочисленной чиновничьей братии екнуло в груди. Позже, правда, выяснилось, что в понятие "автомобильной техники, произведенной на территории РФ, Казахстана и Белоруссии" войдут и иномарки, собираемые на российских заводах.
Автопарк государственного назначения
Надо отметить, что годы, потраченные в попытках пересадить чиновников "на отечественное", не прошли совсем уж даром. Вот только коснулись эти меры в основном мелких госслужащих. И недаром в словах президента прозвучало "производимую в РФ, Казахстане и Белоруссии": так, сотрудники Министерства обороны РФ, МЧС и некоторых других ведомств уже ездят на "натурализованных" Ford Focus, Ford Mondeo, Toyota Camry и некоторых других автомобилей, с легкой руки российских автовладельцев получивших название "нашемарки". Среди автомобилей, используемых в МЧС, также можно встретить печально известную Volga Siber, так и не ставшую аналогом советской "копейки", созданной на основе итальянского Fiat.
И все же основными средствами передвижения более высокопоставленных "бюджетников" по-прежнему остаются автомобили немецких концернов: Mercedes-Benz, Audi и BMW, - отечественная автомобильная отрасль просто-напросто не производит автомобилей требуемого класса.
Однако уже в октябре 2012г. В.Путин заявил, что государство не только вернулось к идее создания лимузина для первых лиц, но уже готов автомобиль, который проходит испытания. Позднее глава Управления делами президента РФ Владимир Кожин заявил, что "у Управления делами президента серьезные, многолетние взаимоотношения с концерном BMW, в эту же сторону мы движемся с Ford". "Но с учетом того, что эти марки все-таки иностранные, была поставлена задача заняться созданием отечественного автомобиля. Не просто лимузина для руководства, а целой линейки автомобилей. При этом нужна машина и более низкого класса, и микроавтобусы. Решение этой задачи было поручено правительству и нам. Процесс курирует вице-премьер Аркадий Дворкович", - сказал тогда глава Управделами президента.
Произведено за рубежом, собрано в России
Эксперты, опрошенные РБК, сходятся в одном: проекты по созданию спецавтомобилей для президента и чиновников – вещь скорее имиджевая, нежели экономически обоснованная.
"Создание отечественного автомобиля для президента – вопрос статусности, престижа и, в определенной мере, государственной безопасности", - считает аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов. По его словам, подобную идею не следует рассматривать в контексте экономической целесообразности, а суммы, которые могут потребоваться на создание такого автомобиля, варьируются по разным оценкам от нескольких десятков до нескольких миллионов долларов. "Президентский проект на базе ЗИЛа достаточно проработан, осталось лишь напичкать его импортными комплектующими, то есть определенная степень готовности есть", - иронизирует эксперт.
Создавать же отдельный автомобиль для среднего чиновничества, по его мнению, не имеет смысла. "Сейчас в России присутствуют все мировые автопроизводители, продукция которых активно используется на госслужбе", - отмечает он, добавляя при этом, что проект "автомобиля для чиновника" реализован, скорее всего, не будет. "Нет смысла тратить от 1 до 3 млрд долл. на создание автомобиля с непонятными перспективами", - подытоживает В.Беспалов.
Аналитик компании "Атон" Михаил Пак с ним солидарен. "Рынок автомобилей представительского класса характеризуется жесткой конкуренцией среди его участников. Немецкие и японские концерны ежегодно тратят 2-3 млрд евро на разработку двигателей и начинки, - говорит аналитик, отмечая при этом, что судить о стоимости российского лимузина сложно в силу недостатка информации, в том числе и об упомянутой начинке автомобиля, - такой автомобиль может повторить судьбу российского самолета Sukhoi SuperJet 100, который на 80% состоит из импортных компонентов и лишь собирается в России". М.Пак признает, что можно законодательно закрепить использование автомобилей российской сборки, но дальнейшие перспективы проектов президентского лимузина и автомобилей для чиновников туманны.
"Сейчас у нашей страны нет предпосылок для создания такого автомобиля, - есть одни амбиции", - критичен заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. "Нет ни компетенций, ни платформы, ни двигателя, ни начинки, - ничего", - перечисляет он. По его словам, можно было бы приобрести за рубежом платформу, заказать дизайн и комплектующие, как это делается для ходовых макетов концепт-каров на автосалонах. "Создание такого автомобиля с нуля обойдется бюджету в миллиарды долларов - и все ради производства двух-трех десятков машин. С точки зрения реализации идея не выдерживает никакой критики, а вот как способ освоить бюджетные средства - идеально", - заключает эксперт.
Впрочем, пока проект находится на стадии испытательного макета, а окончательного решения о запуске производства нового "членовоза" для госчиновников не принято. Настораживает лишь тенденция возвращения к советским идеалам на всех уровнях власти – вплоть до возвращения "Чаек" и ЗИЛов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий