Геннадий Тимченко |
В ноябре Тимченко исполняется 60 лет, из которых последние 20 он прожил за границей. О намерении перебраться в Россию на постоянное место жительства Тимченко рассказал знакомым.
«Он говорит: дети уже взрослые, я собираюсь переехать в Россию и вкладываться в российское производство, — рассказал бывший зампред правления “Газпрома” Александр Рязанов. — Я даже пошутил: неужели ты, как и я, займешься сельским хозяйством? Это же не нефть продавать».
Тимченко возвращается к своим корням, считает другой его знакомый, президент РЖД Владимир Якунин. «Иногда в бизнесе, в стремлении к юридическому удобству, встречаются и случаи смены гражданства, но корни свое берут, — объясняет он. — И для таких, как он, наступает время определять, что важнее. Он выбор сделал: решил вернуться в Россию. И я этот выбор поддерживаю».
Поближе к ресурсу
«Есть экономические причины, — считает знакомый с Тимченко бывший чиновник. — Тимченко вкладывает деньги в российские компании. Здесь у него есть ресурс, ему понятно, как принимаются решения, конкуренты пять раз подумают, прежде чем перейти дорогу знакомому Путина. К нему, как в Мавзолей, стоит очередь из предпринимателей, готовых предложить сделку или пригласить в бизнес. Ему здесь удобнее, чем на Западе».
Бизнесмен из окружения Тимченко связывает возвращение с тем, что Тимченко из торговли постепенно уходит в реальное производство: «А если это не трейдинговый бизнес и если он сосредоточен в России, то он уже требует личного присутствия».
К переезду Тимченко начал серьезно готовиться в этом году. Летом компания Ural Invest, инвестконсультант люксембургского фонда Volga Resources (консолидирует крупнейшие активы Тимченко), открыла офис в Москве и учредила «дочку» «Урал инвест», которая будет управлять активами Volga Resources.
Тимченко попросил перебраться поближе к «реальному производству» президент Владимир Путин, рассказывает знакомый с Тимченко банкир. «Владимир Владимирович заинтересован в поддержании роста российского производства, а почему бы для этого не задействовать средства его состоятельных знакомых? — задает он риторический вопрос. — Кроме того, если эти знакомые будут находиться здесь, то Путин сможет лучше контролировать ситуацию».
Путин, судя по его высказываниям, придерживается высокого мнения о предпринимательском таланте Тимченко. Президент говорил, что Тимченко ничего не приватизировал, начал нефтетрейдинговый бизнес с «пяти столов и пяти сотрудников» и умеет выбирать правильных партнеров — совладельца Gunvor Торбьорна Торнквиста Путин как-то назвал «мощным шведским специалистом».
Просил ли Путин Тимченко вернуться? Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что ему про это неизвестно: «Тимченко — бизнесмен, а бизнесмен руководствуется интересами прибыли предприятия, капитал живет там, где свобода».
Подальше от органов
Одной из возможных причин переезда Тимченко в Россию могло стать то, что бизнесом Gunvor заинтересовался минюст США, рассказали несколько знакомых Тимченко и участников нефтяного рынка.
По словам одного из них, интерес американцев подстегнуло расследование The Economist о нефтетрейдере Gunvor, совладельцем которого является Тимченко. The Economist предположил, что Gunvor могла занижать цену нефти на внешнем рынке, чтобы подешевле купить ее на внутреннем, российском, и получить дополнительную прибыль. Логика примерно такая: агентство Platts определяет цену российской Urals на основе данных, которые получает в том числе и от Gunvor, а значит, Gunvor могла влиять на эту цену; поскольку по крайней мере некоторые контракты Gunvor на закупку нефти у российских компаний привязаны к ценам Platts, Gunvor выгодно занижать эти цены. Но при чем тут Америка и ее минюст? Нефть по заниженной цене могла попасть и на американский рынок, объясняет собеседник «Ведомостей».
Что может американский минюст? «Если будет доказана манипуляция с ценами, минюст США может подать иск в суд с целью возместить убытки от этой манипуляции», — рассказывает адвокат Илья Рачков. «Минюст США может ходатайствовать в суде о применении обеспечительных мер и наложении запретов в отношении компании, являющейся предметом расследования, ее сотрудников и представителей, — говорит Оксана Балаян, управляющий партнер московского офиса Hogan Lovells. — В частности, это может выражаться в запрете совершать определенные действия — заниматься бизнесом, совершать сделки, переводить денежные средства и т.д.». Международные компании, которые сталкивались с претензиями американского минюста, нередко предпочитали решать вопрос в досудебном порядке, заплатив штраф, заключает Рачков.
Представитель минюста США не подтверждает и не опровергает наличие таких расследований, сообщила «Ведомостям» представитель министерства Ребека Кармайкл. Представители Gunvor отказались прямо ответить на вопрос, ведет ли минюст США расследование деятельности компании на нефтяном рынке, сообщив лишь, что ни в штаб-квартире Gunvor, ни в основном офисе компании в Женеве никаких следственных действий со стороны представителей правоохранительных органов США не проводилось.
«Что касается всех этих слухов и действий по поводу расследований, то сейчас нет ни одного сколько-нибудь заметного бизнесмена, работающего на внешних рынках, по поводу которого бы американцы или их партнеры не возбуждали расследований, — рассуждает Якунин, добавляя, что он сам про интерес минюста США к Gunvor не слышал. — Очень хорошо известно, что он [Тимченко] из питерских кругов, знаком с Владимиром Владимировичем. По правилам политической игры любой такой человек может быть объектом интересов всевозможных иностранных органов».
***
Что есть у Тимченко
Volga Resources владеет около 23% газового холдинга «Новатэк», 80% строительного подрядчика «Стройтрансгаз», 25% геофизической компании «Геотек», около 30% рыбопромышленной компании «Русское море», 100% производителя напитков «Акваника», 49,1% немецкого страховщика Sovag, около 60% угольного холдинга «Колмар».
Через другие структуры Тимченко владеет чуть больше 46% нефтетрейдера Gunvor, 37,5% нефтехимического холдинга «Сибур», 93% крупнейшего частного перевозчика нефти и нефтепродуктов по железной дороге «Трансойл», 74% «Авиа групп» и 9,5% петербургского банка «Россия».
***
© "Русский Forbes", 18.10.2012
"Друг Путина" миллиардер Геннадий Тимченко создает строительный мегахолдинг
Игорь Терентьев, Ирина Малкова
Как стало известно Forbes, бизнесмен Геннадий Тимченко (№12 в списке богатейших россиян, оценка капитала — $9,1 млрд), сделавший состояние на торговле российской нефтью, создает строительную группу, которая станет одним из крупнейших игроков в отрасли. […]
С конца 2011 года Тимченко стал скупать строительные компании. Он приобрел 25% акций группы АРКС. Эта компания занимается инфраструктурным строительством в Москве и Подмосковье; в числе ее объектов — Лефортовский тоннель на Третьем транспортном кольце столицы. В 2011 году выручка группы превысила 24 млрд рублей.
В этом году структуры Тимченко купили 25% УСК «Мост» — головной компании группы «Мост» с выручкой около 70 млрд рублей. Группа строит железнодорожные пути, автомобильные дороги, метро, мосты и тоннели; самый известный объект — мост на остров Русский во Владивостоке. «Мост» до последнего времени контролировали Владимир Костылев и Евгений Сур.
["Новая газета", 06.07.2012, "Как мост на остров Русский": Еще Медведев открыл мост на остров Русский. Это действительно впечатляющий мост. Во-первых, впечатляет цена: оба моста через Золотой Рог и через Босфор Восточный, общей длиной в 3 км, обошлись в 1 млрд долларов. В Китае в ту же цену обошелся мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 км.
Во-вторых, впечатляет пропускная способность моста: 50 тыс. машин в сутки. Это притом что на острове живет около 5 тыс. человек. […]
Когда В.В. Путину указали на то, что пропускная способность моста никак не соответствует численности населения, воспоследовало высочайшее указание: придумать, что построить на острове.
Придумали: построят Дальвосточный университет за 10 млрд долларов. В частных разговорах профессора плачут: десятой доли этих денег хватило бы, чтобы сделать конфетку из старых корпусов, а поездки в зимнюю владиковскую непогоду через пролив по вантовому мосту — нетривиальное занятие. — Врезка К.ру]
На очереди — 30% группы «Аргус» (сделка пока не закрыта), которая поставляет строительное оборудование и технику, а также участвует в строительстве трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Выручка только головной компании группы — ЗАО «Аргус Пайплайн Сервис» (недавно сменила название на ЗАО «Стройтрансгаз») — превышает 20 млрд рублей. У «Аргуса» есть контракты с «Газпромом»: это приобретение, по словам Тимченко, сделано для увеличения доли газового строительства в портфеле.
Следующий актив на покупку — акции «Энергостройинвест-холдинга», принадлежащего совладельцам Evraz Group Александру Абрамову и Александру Фролову. Компания строит электростанции, сети и другие энергетические объекты; выручка — более 27 млрд рублей. Представитель Тимченко сообщил, что переговоры продолжаются.
«Мне всегда нравились инфраструктурные компании, — объясняет покупки Тимченко. — Я захожу в компании, которые занимаются сегодня строительством трубопроводов, автомобильных дорог и железнодорожных путей, мостов, тоннелей. Теперь моя идея заключается в том, чтобы из этих активов создать одну из крупнейших строительных групп».
По словам бизнесмена, группа создается на базе «Стройтрансгаза», потому что это серьезный и известный, в том числе за рубежом, бренд. Изначально планировалось, что «Стройтрансгаз» получит доли Тимченко в других строительных активах в обмен на дополнительные акции. Но в этоге допэмиссия была оплачена деньгами. Миллиардер говорит, что его доли в компаниях будут консолидированы на отдельной структуре, какой — пока непонятно; «Стройтрансгаз», видимо, станет «зонтичным брендом». По словам представителя Тимченко, окончательная структура группы пока не оформлена, обсуждаются различные варианты.
Что известно точно — Тимченко не собирается ограничиваться блокирующими пакетами в строительных активах. «У нас везде есть опционы, наша доля будет больше», — говорит он.
Сотрудники нескольких строительных компаний рассказывали Forbes, что сделки Тимченко по покупке блокпакетов были безденежными. По их версии, эти активы влиятельный бизнесмен получил в обмен на гарантии обеспечить купленные компании госконтрактами. К примеру, группа АРКС за последний год выиграла три крупных дорожных подряда в Москве на сумму более 37 млрд рублей. Тимченко отрицает подобные договоренности: «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку».
По расчетам Forbes, совокупная выручка компаний группы (с учетом «Энергостройинвест-холдинга») составляет около 200 млрд рублей. Это будет третий по размеру игрок в строительной отрасли после «Стройгазконсалтинга» Зияда Манасира (333 млрд рублей) и «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга (245 млрд рублей). Кроме того, холдинг Тимченко — один из крупнейших государственных подрядчиков. По оценке Forbes, за четыре последних года строительные компании миллиардера получили контракты на сумму более 230 млрд рублей (у Ротенберга и здесь преимущество — 889 млрд рублей).
Тимченко неоднократно обвиняли в том, что быстрый рост его бизнеса в 2000-х обусловлен давним знакомством с президентом Владимиром Путиным. Миллиардер называет такие обвинения враньем и не собирается отказываться от государственных контрактов. «Вы хотите, чтобы мы не участвовали в конкурсах, потому что это государственные деньги? Почему-то у прессы и критиков возникает сомнение, что мы честно отработаем. — говорит Тимченко. — И кто тогда будет строить? У нас профессиональные компании, они работают эффективно и для государства, и для акционеров».
Комментариев нет:
Отправить комментарий