понедельник, 1 октября 2012 г.

Беглый олигарх скрыл от покупателей "Енисейской промышленной компании" висящие на ней кредиты и залоги на сумму 64 млрд руб.



Compromat.Ru
Сергей Пугачев
В рейтингах социально-экономического развития регионов страны Тува постоянно занимает одно из последних мест. Безработица там достигает 25%. И это притом что республика — кладезь природных ископаемых! В частности, на территории Тувы находится одно из самых перспективных в России и крупнейших в мире месторождений коксующегося угля – Элегестское. Однако развитие региона тормозит отсутствие транспортной инфраструктуры, выстраивать которую планируют в рамках программы государственно-частного партнерства. 

Так, в 2007 году государственную поддержку получил проект строительства железнодорожной линии "Кызыл-Курагино", которая должна связать столицу республики с угольным месторождением и дать региону порядка 15 тысяч рабочих мест. Частным инвестором строительства выступила "Енисейская промышленная компания" (ЕПК), входившая в "Объединенную промышленную корпорацию" (ОПК) известного олигарха, экс-сенатора от Тувы Сергея Пугачева. И тогда вряд ли кто-то мог предположить, что амбициозный инфраструктурный проект застопорится из-за недобросовестности прежнего собственника ЕПК. 

До недавнего времени казалось, что участь банкрота "Енисейской промышленной компании" не грозит, ведь договор с государством на строительство железнодорожной линии "Кызыл-Курагино" и лицензия на разработку Элегестского месторождения обеспечивает ее работой на долгие годы вперед. Стоимость ветки "Кызыл-Курагино" протяженностью почти 412 километров, которая должна оживить социально-экономическую ситуацию в республике, оценивается в 134 млрд рублей. Почти 86 млрд из них должна инвестировать ЕПК, остальную сумму – государство. В июне 2011 года, когда у принадлежавших Пугачеву "Межпромбанка" и ОПК дела пошли неладно, "Енисейская промышленная компания" была продана акционерам "Русской медной компании" (РМК) Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову. Для новых владельцев покупка компании стала профильной долгосрочной инвестицией: они начали развивать проект и планировали вложить в него порядка $3,5 млрд. Однако недавно они выяснили, что фактически купили кота в мешке: Пугачев скрыл от них кредиты и залоги на 64 млрд рублей. 

В конце августа Руслан Байсаров объявил, что выходит из проекта. Он рассказал, что когда заключалась сделка, некоторые залоговые и долговые обязательства ЕПК были известны и новые владельцы готовы были их решить. Но в ходе работы выявились и другие обязательства компании на большие суммы, преимущественно перед структурами того же Пугачева. В основном, акции ЕПК использовались в качестве залога при выводе средств, причем неоднократно, отмечают эксперты. 

Например, сейчас Агентство по страхованию вкладов, которое в настоящее время управляет "Межпромбанком", пытается вернуть более 63 млн рублей, выведенных из этой кредитной организации под прикрытием ценных бумаг "Енисейской промышленной компании". Сообщается, что "Межпромбанк"накануне отзыва у него лицензии в 2010 году выдал 120 "липовых" кредитов шестидесяти российским компаниям – на сумму порядка 63 млн рублей. Все они были выданы под залог 2000 акций офшорной кипрской компании OPK Mining Ltd. Причем ценные бумаги этого офшора "Межпромбанку" передал еще один офшор — Solaris Property Invest Corp. По сведениям АСВ, на момент заключения договоров залога компания OPK Mining Ltd. владела 1% акций ЕПК и 99% акций ЗАО "Фармавит", которое в свою очередь было собственником 99% акций ЕПК. То есть вся "Енисейская промышленная компания" вместе с лицензией на разработку Элегестского месторождения, принадлежавшая Пугачеву, через два кипрских офшора отошла под залог "Межпромбанку", владельцем которого был тот же Пугачев. 

Но это только первая часть Марлезонского балета. Через короткое время, несмотря на то что срок погашения этих кредитов еще не подошел, Solaris и "Межпромбанк" заключили соглашения о расторжении договоров залога. Никакой реальной деловой цели это не имело, зато получилось так, что "Межпромбанк" выдал в кредит без обеспечения больше $2 млрд. Эти деньги, естественно, растворились в воздухе, отмечают эксперты. А акции ЕПК впоследствии путем многочисленных сложных транзакций попытались перевести на несколько панамских компаний. Учитывая установленные факты и аффилированность между "Межпромбанком" и компанией Solaris, АСВ обратилось в Арбитражный суд Москвы. 21 ноября 2011 года он удовлетворил заявление Агентства, признав соглашения о расторжении договоров залога недействительными. Одновременно "Межпромбанк" признали залогодержателем 100% акций OPK Mining Ltd. 

Из-за этого новые владельцы ЕПК рискуют оказаться в крупных должниках. Кроме того, стало известно, что у ЕПК существуют прямая задолженность перед "Межпромбанком" на $60 млн и поручительство за еще одну структуру Пугачева на $20 млн. 

Ситуация вокруг ЕПК, безусловно, отразится на сроках реализации проекта "Кызыл-Курагино", который, к сожалению, стал заложником нечистоплотности когда-то одного из крупнейших российских олигархов, отмечают эксперты рынка. Они предполагают, что Пугачев мог совершать сомнительные операции с акциями ЕПК специально с целью вывода средств и мошенничества. В то, что он просто пытался таким образом выйти из сложного положения, но не смог и в итоге продал актив, скрыв от покупателей весь его финансовый бэкграунд, можно было бы поверить, если бы история с ЕПК была в "Объединенной промышленной корпорации" единичной. Однако в действительности все предприятия ОПК после бегства Пугачева за границу оказались обескровленными. А это уже система, которая, как говорят эксперты, дает основания утверждать: весь бизнес Сергея Пугачева всегда заключался в обыкновенном выводе средств и строился на банкротствах и финансовых махинациях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий