В мае этого года генпрокурор Юрий Чайка представит в Совете федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в России в 2011 году. В нем отмечается снижение преступности в целом, в том числе террористической направленности, а заодно признано малоэффективным противодействие коррупции. При этом отметим, что сам Юрий Чайка координирует деятельность силовых ведомств в борьбе с коррупцией.
В объемном документе — а теперь на Генпрокуратуру возложено ведение единого государственного статистического учета состояния преступности, раскрываемости преступлений и результатов следственной работы — отмечается, что в 2011 году, как и в предшествующие годы, в России продолжалось сокращение числа зарегистрированных преступлений всех видов.
Больше половины из всех зарегистрированных преступлений (55,5%) составили кражи (1 038 566), мошенничества (147 468), грабежи (127 772) и разбои (20 тыс.). Да и тех, согласно ведомственной статистике, стало сравнительно меньше.
С другой стороны, видоизменилось, но осталось на прежнем уровне рейдерство: место силовых захватов объектов собственности заняли многоступенчатые мошеннические схемы; хищения денежных средств при заключении и исполнении госконтрактов, так называемые откаты. Много вопросов у прокуроров вызывает работа банков с заемщиками — финансисты в одностороннем порядке повышают кредитные ставки, а к выбиванию долгов подключают коллекторов, использующих не только угрозы, но и избиения должников, а также "совместные мероприятия, проводимые органами ГИБДД и Федеральной службы судебных приставов России" по взысканию задолженностей.
Итоги деятельности следственных подразделений правоохранительных органов в 2011 году, по версии Генпрокуратуры, свидетельствуют о дальнейшем ухудшении результативности предварительного следствия, снижении эффективности и качества их работы. К очевидным упущениям в деятельности органов предварительного следствия относится то, что значительное число уголовных дел, находившихся в их производстве, приостанавливается в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых. МВД России в 2011 году было приостановлено по этим основаниям практически каждое второе уголовное дело, ФСКН — каждое третье. При этом было отмечено, что органы СКР часто незаконно отказывают в возбуждении дел о насильственных преступлениях, которые совершают должностные лица, в том числе полицейские. По данным прокуратуры, к ним в прошлом году поступило 17 тыс. заявлений от граждан, а следователи возбудили только 250 дел. Согласно же сведениям СКР, в 2011 году к ним поступило 997 тыс. сообщений о преступлениях, из них более 65 тыс.— о преступлениях, совершенных полицейскими. СКР в 2011 году было возбуждено 4198 уголовных дел против полицейских. Более того, после известного пыточного скандала в МВД Татарии в ведомстве были созданы спецотделы по расследованиям деятельности силовиков. Расхождение в статотчетности в ведомствах "Ъ" объяснить не смогли.
Значительная часть генпрокурорского доклада посвящена проблемам борьбы с коррупцией. В 2011 году, отмечается в документе, хотя и принимались масштабные антикоррупционные меры как на федеральном, так и на региональном уровнях, коррупция и злоупотребления встречались во всех областях государственной деятельности, в которых распределялись финансовые или иные материальные ресурсы. При этом, отмечают в Генпрокуратуре, в 2011 году продолжилась тенденция снижения количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности.
Всего правоохранительными органами было выявлено 37 831 (почти на 7% меньше, чем в 2010 году) таких преступлений. В том числе 6947 (-10,3%) фактов получения взяток (ст. 290 УК РФ), 4005 (-6,1%) — дач взяток (ст. 291 УК РФ) и 1397 (-11,0%) — коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ). Как считают в Генпрокуратуре, уменьшение числа выявленных преступлений коррупционной направленности связано не с уменьшением уровня коррупции в стране, а с "недостаточно результативной работой правоохранительных органов".
Интересно, что, пожалуй, самый высокий уровень брака в работе допустили следователи ФСБ. Из 91 дела о взятках следователям ФСБ прокуроры вернули 11, а еще 11 прекратили. Как считают в Генпрокуратуре, нарушения, допускаемые всеми следователями, зачастую связаны с отсутствием ведомственного контроля за их деятельностью. Впрочем, нельзя не отметить, что среди прочих дел прокуроры не утвердили обвинения и по преступлениям, связанным с громким скандалом о крышевании надзорщиками и полицейскими незаконных игорных заведений в Московской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий