Медведев пьет "тяжелое красное вино из Америки, потому и мешки под глазами", Путин — эксклюзивное с любимого заводика на Сардинии
Но дело не ограничивается поставками вина для тандема, его окружения и протокольных мероприятий. Алкогольный бизнес является важной статьей прямого дохода Управления делами президента. «Предприятие по поставкам продукции» — ФГУП ППП УД Президента РФ в лице специализированного винного терминала «Баковка», рядом с Одинцовом, в 8 км на юго-запад от Московской кольцевой дороги, отвечает за этот бизнес головой. Годовой оборот в бутылках — не менее миллиона штук. В рублях — от 50 млн и больше*.
Винный двор
«Медведев — лопух! — ворчит начальник винного склада на территории Одинцовского терминала того самого ППП — «Предприятия по поставкам продукции» в Баковке — и бережно протирает бутылку добротного калифорнийского вина. — Пьет тяжелое красное вино из Америки, потому и мешки под глазами постоянно. Сколько раз говорил, пусть лучше переходит на дешевые итальянские вина. Все для здоровья полезнее будет».Степаныч, так зовут начальника склада, выделенного для сопровождения представителей чешской торговой фирмы и примкнувшего к коммерсантам корреспондента The New Times, с удовольствием показывает свои огромные владения. Общая площадь всех его складов более 2000 кв. м. Под разгрузку в огромный крытый ангар можно одновременно подогнать 8 товарных вагонов. Под рукой и собственный маневровый тепловозик. Выстроенные, как на параде, погрузочные электрокары — штук 20, не меньше — замерли, словно приветствуя своего начальника. На улице, на запасных путях, можно разместить целый состав. Как говорит Степаныч, вагонов 25 точно поместится.
Внутри склада на фоне огромных стеллажей с винами, пивом и крепким алкоголем, ровно и плотно расставленных по вверенным завскладу квадратным метрам, двухметровый Степаныч просто теряется. Кругом царит четкий армейский порядок. На полах ни пылинки. Накинутый на завсклада военный камуфлированный бушлат безошибочно выдает в нем отставного военного кладовщика.
Сопровождающий делегацию коммерческий директор терминала Дмитрий Рыбаков с уважением комментирует: «У Степаныча здесь у одного пропуск в Кремль есть. Даже у меня нет». Дмитрию около 40 лет, окончил Голицынское пограничное училище. Училище расположено совсем рядом, в советские годы там готовили политработников. На служаку пограничника он уже совсем не похож — типичный коммерсант, все вопросы только по делу. Свободно сыплет названиями вин, фирм, выставок. После обхода складов заходим в начальствующий кабинет. За креслом хозяина над головой Дмитрия — огромный портрет Путина. Такой огромный, что становится не по себе. Светлых образов Медведева не видно нигде. Похоже, здесь всегда знали, где «царь настоящий», а где нет.
Чего изволите?
[...] Дмитрий начинает объяснять коммерсантам из Чехии, как работает ФГУП с поставками вина: «Мы обеспечиваем полный цикл услуг: закупаем, разливаем, доставляем, растаможку делаем, продукцию сертифицируем, на федеральные торговые сети выводим. Главное, определитесь, что вам нужно».Чешские коммерсанты не понимают, что значит «сами разливаем». Дмитрий терпеливо разъясняет: «Мы берем ваше вино — хорошее, но еще никому не известное. Под рецепт создаем уникальную торговую марку и раскручиваем ее в России. Это и есть «полный процесс»: разливаем, клеим на обороте свою этикетку с русским переводом, акцизную марку и т.д.».
В качестве примера хозяин кабинета достает из шкафа специфической формы бутылки с вином собственного бренда Montagne Verde, которое, не присматриваясь, корреспондент принимает за популярное в России «Молоко любимой женщины» (Lieberfraumilch). Хороший маркетинговый ход — неискушенный массовый потребитель супермаркета с легким сердцем положит вино себе в корзину по причине невероятной похожести!
Дмитрий объясняет, что торговые сети берут «влет» только дешевые вина — в диапазоне от 110 до 150 рублей за бутылку (цена оптовая). Чехи расстраиваются — такой демпинг они не осилят. Спрашиваем, какие конкурентные преимущества ФГУП может обеспечить для иностранцев. Ответ очевиден: гарантированная сертификация продукции, меньше хлопот с растаможкой, выход на оптовые торговые сети без необходимости самим получать лицензию. «Зачем вам нужен этот геморрой? Только для получения лицензии надо 5 млн рублей положить под залог плюс 500 тыс. — «уставник» плюс хождение по кабинетам, где вам никто не собирается помогать».
За кадром
Дмитрий — лицо официальное. Никакой лишней информации он позволить себе не может. Отставной таможенник Вячеслав, согласившийся на условиях анонимности прокомментировать увиденное и услышанное в Баковке, в интервью The New Times более откровенен: «В Москве остались только 2 акцизные таможни — на юго-западе Москвы в Солнцеве и в Селятине Наро-Фоминского района Московской области. Селятино — вотчина Игоря Чуяна. Так там очереди из фур вдоль дороги на 2 недели. А это какое удорожание для «коммерсов»! Простой арендованной фуры из Европы может встать в 2–3 цены, а это €8–12 тыс. Но выход есть — это ФГУП, который решает все проблемы».И продолжает: «Теперь о лицензии. Тут (на алкогольном рынке. — The New Times) конкуренция в узких кругах выше крыши: вот у Ротенберга** лицензия есть на все, а у того же Зивенко*** до сих пор многих лицензий не хватает. Путин — гений интриги. Заставляет всех конкурировать друг с другом. В Баковке, кстати, тоже был свой таможенный пост. Но год назад его закрыли — личное распоряжение Бельянинова****. Нам тогда по его указанию поручили провести анализ всех растаможек, которые были проведены в Баковке, на предмет их связи с удовлетворением потребностей УД президента. Так вот, из 1,5 тыс. оформлений только одно (!) предназначалось для УД. Остальное — чистый бизнес».
Тему закрытия таможенного поста в Баковке Дмитрий Рыбаков не комментирует. Решение Бельянинова привело к значительному удорожанию технологической цепочки ФГУПа и лишило терминал существенных конкурентных преимуществ на рынке. Впрочем, многочисленные таможенные посредники, работающие с «Баковкой», когда берут с иностранцев свои комиссионные за знакомство с «влиятельными руководителями президентского терминала», продолжают убеждать зарубежных клиентов, что на самом деле там есть действующий таможенный пост.
О вкусах не спорят
В момент, когда чехи спрашивают, каким образом вино со склада в Баковке попадает на стол президента и премьера, снова раздается телефонный звонок. На этот раз у Дмитрия.«Есть! Так точно! — военная косточка дает о себе знать. — Он себе берет или для журналистов? Себе. Понял. Записываю: один ящик «Хеттрик профессор», еще один — «Хеттрик резерв шардоне». Все? Сегодня доставим».
Дмитрий кладет трубку и оборачивается к чехам: «Вот так оно (вино) и попадает: дают команду, а мы подвозим». Смеется: «Это от Медведева звонили. Он чаще всего вина Ларионова заказывает, хоккеиста нашего. У того свои заводы есть в Штатах и Австралии. Вина и вправду тяжелые, но под хороший кусок мяса — то, что надо». […]
Медведев чаще заказывает красные калифорнийские вина от Ларионова |
Управление делами президента РФ фигурирует на бутылке вполне официально |
Секреты бизнеса
Для обсуждения нюансов возможной сделки и обсуждения логистики коммерческий директор предлагает пройти к своему заместителю. Перед входом в кабинет к заму Дмитрий притормаживает: «Хотите посмотреть, как акцизные марки печатают?»Входим в расположенную рядом маленькую комнатку, не больше 10 кв. м. На столе непрестанно жужжит нечто похожее на обычный принтер, из которого длинной лентой одна за другой выползают акцизные марки. В воздухе висит странный густой запах — нечто среднее между дихлофосом и дорогой женской парфюмерией. «Аня, открой окно. Задохнешься!» — заботливо командует Дмитрий девушке, сидящей за «принтером».
В кабинете у зама Дмитрий с удовольствием рассказывает, насколько рентабелен у них бизнес: «Путин — молодец. Как стал президентом в 2000 году, сразу потребовал, чтобы все ФГУПы стали не просто хозрасчетными, а высокодоходными. Мы каждый год расширяем свои мощности. Вон видите через дорогу — тоже наши склады. Сдаем в аренду итальянцам. Без прибыли денег тебе никто не даст. На каждый $1 млн надо обеспечить не меньше $150 тыс. прибыли. Но мы и больше можем».
Игорь Валерьевич, так представляется заместитель коммерческого директора, с грустью рассказывает о «трудностях и лишениях» алкогольного бизнеса: деньги нужны всегда вперед, а значит, надо либо брать кредит, либо получать банковскую гарантию. Гарантия на одну акцизную марку стоит аж €12! Фура из Италии в летний период обходится в €5 тыс. и более. Зимой цена может вырасти до €7 тыс. Растаможка каждой бутылки обходится в половину ее стоимости.
«Но интерес есть, — вклинивается Дмитрий, — с прибыли мы имеем право 30% потратить на премиальный фонд». — «Включая прибыли с продаж?» — «Ну зачем же, мухи отдельно, котлеты отдельно», — улыбается в ответ и меняет тему Игорь Валерьевич.
Вячеслав, «переводчик» The New Times с «русского таможенного» на русский обычный, поясняет: «Это вы в «десятку» попали — основная прибыль, естественно, идет с продаж. Цепочка получается такая — государственные деньги инвестируются во ФГУП, причем с прибылью. Но основная прибыль, которая уже не достается государству, остается на счетах тех, кто с этих складов торгует. То есть для государства это уже и не прибыль, а упущенная выгода».
Не все коту масленица
Есть в этом бизнесе и другая специфика. Столь высокодоходные окологосударственные промыслы бывают смертельно опасны: «Есть у меня дружок, — поясняет эту мысль Вячеслав. — Высоко сидел в таможенной иерархии. Очень. Как-то ему намекнули, что пора место другим уступить, а он не понял и заартачился. Так его битами до полусмерти на стоянке забили. А бугай — покрепче Степаныча будет…»* У предприятия есть официальный сайт. Правда, информации там, прямо скажем, немного, единственное, что есть, — карта и адреса терминалов.
** Аркадий Ротенберг, друг Владимира Путина по секции дзюдо, контролирует более 30% алкогольного рынка России.
*** Сергей Зивенко, президент ОАО «Кристалл», друг детства Владимира Путина.
**** Андрей Бельянинов, руководитель Федеральной таможенной службы, коллега Владимира Путина по КГБ СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий