Владимир Поповкин |
По цехам и конструкторским бюро российской космической отрасли сегодня гуляет анекдот: «Россия располагает самой крупной тихоокеанской группировкой спутников. Ещё ни одному государству не удалось затопить столько новых спутников в Тихом океане»…
Назначение в апреле 2011 года на пост «шефа российской космической программы» господина Владимира Поповкина было воспринято космической и околокосмической общественностью без особого энтузиазма. К выходцам из Космических войск, которые Поповкин возглавлял почти пять лет, в космонавтике всегда относились с прохладцей. И дело не в традиционной классовой неприязни между «пиджаками» и «сапогами». Космические войска, по сути, всегда были лишь обеспечивающей структурой, к разработке новых космических аппаратов и ракетоносителей генералы имели лишь очень посредственное отношение, не говоря уже о научных исследованиях космоса. В то же время наибольших успехов отечественная космонавтика достигала тогда, когда у её руля стояли фанатично преданные своему делу конструкторы, не только разбирающиеся во всех нюансах работы отрасли, но и способные генерировать смелые идеи, заряжать своей энергетикой людей, – это не про Поповкина.
Скепсиса добавляло и странное отношение господина Поповкина к российской оборонной промышленности, которое он проявлял в бытность в 2010–2011 годах начальником Вооружений ВС РФ. Поповкин при каждом удобном случае пинал отечественную оборонку, среди его эпохальных заявлений – пассаж про то, что армии проще и дешевле покупать немецкий танк «Леопард» вместо российского Т-90 (на самом деле «Леопард» стоит в 1,5 раза дороже Т-90). Однако в провалах гособоронзаказа тех лет эксперты склонны были винить не только российских оборонщиков, но и их армейских заказчиков, которые систематически затягивали сроки по составлению и подписанию договоров, не могли чётко определиться в ценах на закупаемое вооружение. Поэтому неудивительно, почему после назначения Поповкина на должность главы Федерального космического агентства многие в Роскосмосе шутили, что российские космонавты станут летать в космос на американской технике. Похоже, всё к тому и идёт.
ГЛОНАСС называют бесполезной системой
Самой амбициозной программой для российской космонавтики за последние 20 лет стал запуск навигационной системы ГЛОНАСС. В нулевых Поповкин был ёе главным куратором со стороны Минобороны – главного заказчика системы. Напомним, что с 2001 по 2011 год на ФЦП ГЛОНАСС из бюджета было выделено 116,9 млрд рублей. Ещё 330 млрд будет потрачено до 2020 года. Несмотря на такие колоссальные вливания, которые уже превысили затраты американцев на систему GPS, ГЛОНАСС можно назвать лишь условно работающей системой – она так и не принята Министерством обороны. На данный момент на орбите работают 23 спутника вместо обещанных 24 аппаратов, у многих из них уже заканчивается ресурс эксплуатации. При этом точность ГЛОНАСС в 1,5 раза уступает американской GPS, хотя изначально анонсировалось, что по точности она будет сопоставима с конкурентом. Самой же крупной неудачей стала потеря в декабре 2010 года трёх аппаратов ГЛОНАСС-М, из-за нештатной работы двигателя ракеты-носителя «Протон-М» три спутника упали в Тихий океан. Одной из главных проблем запуска системы в эксплуатацию сегодня называют несовершенство элементной базы аппаратов – Россия пока не способна производить современные микросхемы, импортные же элементы, которые, как теперь выясняется, закупались в Китае и Таиланде, не были приспособлены для работы в космических условиях – а это оборачивается техническими сбоями.С острой критикой любимого детища Поповкина выступают не только военные. В феврале 2012 года увидел свет приказ Минтранса, который обязывал оснастить отечественной навигационной аппаратурой все гражданские воздушные суда в России. К декабрю 2012 года отечественная навигационная система была установлена на 530 самолётах и вертолётах, однако опыт её использования показал, что штука эта совершенно бесполезная. Проблема в том, что большинство воздушных судов не оборудованы пилотажно-навигационными комплексами и аппаратура не может взаимодействовать с навигационными системами – сопровождение самолёта сигналами ГЛОНАСС невозможно. Кроме того, ГЛОНАСС не вписывается в навигационные характеристики мировых навигационных стандартов. Однако колоссальные средства на аппаратуру уже были затрачены.
Безусловно, Владимир Поповкин, как один из отцов-основателей навигационной системы, должен нести ответственность за все неудачи ГЛОНАСС, но даже лёгкий анализ его решений на посту главы Роскосмоса формирует мнение, что Поповкин больше предпочитает «переводить стрелки» на других участников программы, нежели разбираться в истинных причинах неудач.
Коррупционные скандалы как метод борьбы с неугодными
Весьма показательным стал конфликт Владимира Поповкина с бывшим генеральным директором ОАО «Российские космические системы» (РКС) генеральным конструктором ГЛОНАСС Юрием Урличичем. 19 марта 2012 года Поповкин в интервью газете «Известия» обрушился с критикой в адрес руководства РКС. По его словам, в результате инициированной Роскосмосом проверки были вскрыты многомиллионные хищения бюджетных средств, выделенных РКС в 2007–2010 годах на разработку системы ГЛОНАСС. Роскосмос передал материалы проверки в МВД, следователи установили, что РКС направляли бюджетные деньги на счёт фирм-пустышек, а реальные работы по заказам выполнялись штатными сотрудниками РКС. Основной отмывочной конторой, по версии следствия, стало ЗАО НПО КП. Общая сумма похищенных через эту и другие компании средств составила 565 млн рублей. Однако тогда история с хищениями в РКС как-то сама по себе затухла – руководители компании продолжали работать на своих постах. С новой силой скандал вокруг РКС разгорелся в ноябре 2012 года. Начальник УВД на Московском метрополитене Игорь Божков (ранее работал в 4-м управлении МВД, которое занималось проверкой в РКС) сообщил, что масштаб хищений в Российских космических системах составил аж 6,5 млрд рублей. Со стороны всё это выглядело странно: непонятно, как сумма ущерба за несколько месяцев вдруг увеличилась более чем в 10 раз и почему новые подробности дела вдруг решил озвучить Игорь Божков, который фактически не участвует в расследовании? В результате в ноябре 2012 года генеральный директор РКС Юрий Урличич был отправлен в отставку. Что интересно, все претензии к якобы имевшему место незаконному перечислению средств РКС фирмам-однодневкам были признаны Арбитражным судом необоснованными, так что судьба этого уголовного дела, по которому до сих пор не арестован ни один человек, весьма туманна.Но если хищения в РКС и были, то следствие должно предъявить претензии и главному инициатору этого «наезда» – господину Поповкину. Напомним, что Поповкин курировал ГЛОНАСС со стороны Минобороны, а с 2008 года он входил в совет директоров РКС. То есть его подписи, как и подписи Урличича, стоят под многими крупными контрактами, заключёнными РКС. Можно, конечно, предположить, что о возможных хищениях Поповкин ничего не знал, но в ходе скандала вокруг РКС всплыла ещё одна крайне любопытная деталь. Оказывается, дочь Поповкина Наталья в годы, когда в РКС якобы расхищались миллиарды, получала доход от основного владельца теперь уже знаменитого НПО КП – фирмы «АСС спейс ТВ», а заодно ещё в двух фирмах, учреждённых Юрием Урличичем. Поповкин объяснил этот факт случайным совпадением – дескать, в тот момент его дочь находилась в академическом отпуске и он попросил своих знакомых устроить её на работу поближе к дому на востоке Москвы. И так случайно совпало, что эти фирмы имели прямое отношение к РКС и программе ГЛОНАСС, которые Поповкин в Минобороны курировал. Что интересно, согласно документам, дочь Поповкина проработала в этих фирмах несколько лет – такой вот затянувшийся получился академический отпуск. Невольно напрашивается вопрос: а не были ли эти доходы дочери Поповкина неофициальной платой за то, чтобы чиновник как бы случайно не замечал происходящее в «Российских космических системах»?
Кстати, это далеко не первый эпизод, когда бизнес близких родственников Поповкина вдруг «случайно» оказывается очень близок к сфере должностных обязанностей чиновника. Супруга Поповкина Наталья Григорьева в 2005 году (в то время Поповкин командовал Космическими войсками) вроде бы тоже случайно стала учредителем ООО «Космосэнергоконтракт», которое, по имеющимся данным, занималось поставкой электроэнергии на подведомственный её супругу космодром. Некоторые бизнес-партнёры Григорьевой позже стали фигурантами уголовного дела – их обвинили в поставках военным электричества по завышенным ценам и в обход налогового законодательства…
По нашему мнению, «наезд» на РКС помог Поповкину решить сразу несколько задач. Главная, как мы считаем, – отодвинуть неудобного ему Урличича от многомиллиардного пирога бюджетных ассигнований на систему ГЛОНАСС и поставить на его место человека из своей команды. В декабре прошлого года появились сообщения о том, что возглавить РКС может бывший начальник Генерального штаба генерал Юрий Балуевский, с которым Поповкин поддерживал тесные деловые и дружеские отношения во время службы в Минобороны. Но какое отношение бывший начальник Генштаба может иметь к космической отрасли? А может, Балуевского по примеру Урличича заодно назначат и генеральным конструктором ГЛОНАСС? Не исключено, что коррупционный скандал вокруг РКС сыграл на руку Поповкину и в плане формирования общественного мнения вокруг программы ГЛОНАСС. Все неудачи теперь можно смело списывать на «вредителей» из РКС, которые, мол, вместо того чтобы работать над системой, только и занимались воровством бюджетных средств. А Поповкин вроде бы как и ни при чём и, даже наоборот, вскрыл масштабные хищения.
За качество будут бороться сокращениями
Ещё одной жертвой Поповкина в ближайшее время может стать глава ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Виталий Лопота. В канун нового, 2013 года Лопота публично выступил против планов реформирования Поповкиным ракетно-космической отрасли. В декабре 2012 года Поповкин решил создать управляющую компанию и передать под её руководство Центр Хруничева, ЦСКБ «Прогресс», а в двигателестроительный – субхолдинг и НПО «Энергомаш», изъяв последний из-под управления РКК «Энергия». По мнению Лопоты, всё это убьёт конкуренцию в отрасли, и с этим мнением нельзя не согласиться – фактически всё двигателестроение будет сведено в единую структуру. Дело в том, что ещё в 2010 году было принято решение о реорганизации ракетно-космической отрасли по другой схеме: ЦСКБ «Прогресс» и НПО «Энергомаш» передаются в управление РКК «Энергия». Другой крупный холдинг строился на основе Центра Хруничева. В результате получалось два конкурирующих производителя ракет-носителей – «Протонов» и «Ангары» со стороны холдинга на основе «Хруничева» и «Союзов» у РКК «Энергия». Но такой вариант реорганизации заморозили. И если Виталий Лопота заявил, что будет бороться против планов такой реорганизации, то со стороны Центра Хруничева Поповкину сопротивляться уже некому – в августе прошлого года руководитель центра Владимир Нестеров был отправлен в отставку. Официально он поплатился должностью за серию космических аварий, не исключено, что неофициально отставка Нестерова могла быть частью большого плана Поповкина по зачистке отрасли от нелояльных к нему и его планам реформирования управленцев. Выстоит ли Лопота в этом конфликте с Поповкиным, прогнозировать сложно, не исключено, что в ближайшее время, как в случае с РКС в РКК «Энергия» может случиться крупный коррупционный скандал, а место Лапоты займёт какой-нибудь близкий Поповкину танкист или артиллерист.Планы реформирования отрасли вызывают непонимание и среди рядовых сотрудников ракетно-космической отрасли. Чего только стоит заявление Поповкина, что в ближайшее время численность персонала предприятий отрасли может быть сокращена с нынешних 240 до 150–170 тыс. человек. Компенсировать потерю рабочих рук в отрасли Поповкин предлагает за счёт привлечения на низовые уровни отрасли частных фирм. В этой связи почему-то сразу вспоминается недавний скандал в Самаре, где было обнаружено контрафактное производство узлов и деталей для ракет «Союз» в гаражных боксах. Думается, если планы Поповкина о привлечении свободного бизнеса в отрасль сбудутся, то такая гаражная кооперация будет поставлена на поток. Между тем эксперты отмечают, что, говоря о сокращениях, так и не было предложено никаких дельных вариантов по выводу отрасли из острого кадрового кризиса. Ни для кого не секрет, что российская космонавтика сегодня держится за счёт пожилых специалистов – возраст большинства квалифицированных сотрудников перевалил за 50 лет, а смены им нет и не предвидится. Молодёжь же в отрасль идёт неохотно из-за небольших по меркам промышленности зарплат.
«Реформа, навязываемая сегодня космической отрасли Поповкиным, не прошла минимальной экспертной оценки. Не учтён европейский и американский опыт, Россия, как всегда, идёт по своему «особому» пути, – рассказывает наш собеседник в Роскосмосе. – На этом пути уже были отцеплены опытные управленцы – Урличич, Нестеров. В данный момент начата атака на РКК «Энергия» и её руководителя Лопоту. Эффективность этих решений сомнительна, перспективы неясны».
Ситуация накалилась настолько, что в отрасли уже сформировалась серьёзная оппозиция к нынешнему шефу российской космической программы. Как далеко может зайти это противостояние, судить сложно. Ясно одно: ни к чему хорошему оно не приведёт.
Новых ракет пока не предвидится
Между тем ракетно-космическая отрасль вплотную подошла к тому рубежу, за которым любое непродуманное решение может окончательно добить отечественную космонавтику. Одна из главных нынешних задач отрасли – создание новой ракеты-носителя для пилотируемых полётов, в этом вопросе позицию Поповкина иначе как метаниями не назовёшь. Сегодня все пилотируемые полёты осуществляются на ракетах «Союз», которые разрабатывались ещё в 50-х годах минувшего столетия и, несмотря на их постоянную модернизацию, уже морально устарели. Заменить «Союзы» в космическом арсенале должна была разрабатываемая РКК «Энергия» ракета-носитель «Русь-М», которая имеет массу преимуществ перед своей предшественницей, в частности пилотируемые запуски могут осуществляться с российских космодромов. Однако в 2011 году проект был заморожен – официальной причиной было названо недостаточное финансирование. На тот момент на подготовку проекта комплекса было затрачено почти 2 млрд рублей. При этом чиновники Роскосмоса тогда категорически уверяли общественность, что «Русь-М» нам вобщем-то не нужна, так как завершается разработка аналогичной по характеристикам ракеты «Ангара». Эти заявления выглядели странно, так как «Ангара» разрабатывалась исключительно как грузовой комплекс на замену «Прогрессам». Об использовании «Ангары» для пилотируемых полётов речь не шла. Однако в октябре 2012 года появились сообщения, что работы над «Русь-М» будут всё-таки возобновлены, общая стоимость проекта оценивается в 250 млрд рублей. Пока космические чиновники определялись, какие ракеты нам нужны, а какие нет, разработчики системы потеряли целый год…Не всё гладко идёт и с грузовой «Ангарой» – первый испытательный запуск ракеты-носителя, несмотря на то что все её основные узлы успешно прошли наземные испытания, переносился уже восемь раз. Чиновники Роскосмоса надеются уже точно запустить ракету в 2013 году, однако похожие обещания мы слышали и в 2012-м, и в 2011-м.
Как видно, перед руководством космической отрасли сегодня стоят задачи, которые по своим масштабам вполне сравнимы с созданием «Бурана». Только вот масштабы личностей, стоявших у руля космической отрасли тогда и сегодня, совершенно несопоставимы. И дело даже не в организаторских «способностях» господина Поповкина. Представители старой космической гвардии, с которыми доводилось говорить, считают, что карьера Поповкина на посту главы Роскосмоса должна была закончиться ещё после памятной истории с пьяной дракой на внутриведомственном корпоративе в марте 2012 года. Как писали СМИ, глава Роскосмоса подрался с кем-то из своих коллег на почве ревности к своему пресс-секратарю Анне Ведищевой, в недавнем прошлом работавшей фотомоделью. Поповкин в результате оказался с черепно-мозговой травмой в госпитале им. Бурденко, а официальной причиной госпитализации, озвученной пресс-службой ведомства, стало «переутомление». Ну до каких ракет тут дело?!
Комментариев нет:
Отправить комментарий