Однодневки, помойки, прокладки, пустышки, космонавты, технические компании – к сожалению, в 2000-е годы эти неблагозвучные термины прочно вошли в сленг налоговых специалистов. Использование таких компаний в хозяйственной деятельности стало наиболее «эффективным» способом ухода от налогов, а арбитражные дела с наличие таких эпизодов составляют по моим оценкам не менее половины от всех налоговых споров. Сегодня об одном из таких дел, а точнее об их группе.
В начале 2012 года в СМИ прошла информация о том, что налоговики предъявили налоговые претензии одной из крупнейших российских издательских групп — АСТ. Компания обвинялась в неуплате налогов на прибыль и НДС на сумму 6,7 млрд. руб. за счет использования в своей деятельности фирм-однодневок. Вот что в свое время писали об этом «Ведомости».
В течение 2012 года было вынесено несколько судебных актов по этим делам, из которых можно почерпнуть, как издательство АСТ организовало схему уклонения от налогов и как налоговики ее разоблачили, доказав свои претензии в суде. Например, раз, два, три.
Схема выглядела просто. Оптовик — компания группы, закупавший книжную продукцию и канцтовары у фактических производителей, «перепродавал» ее с минимальной наценкой фирмам-однодневкам, а те, увеличивая стоимость товара на 40-50 %, «поставляли» ее дальше компаниям группы (назовем их розничными) для продажи конечным потребителям через розничные сети и магазины. Соответственно маржа фирм-однодневок выводилась из под налогообложения.
Налоговики, доказывая схему, выявили типичный набор ее компонентов: директора-отказники, нулевая отчетность фирм-однодневок либо с минимальными показателями, отсутствие нахождения по юридическому адресу, отсутствие персонала и средств производства, транспорта, складских помещений. В общем ничего нового, так сказать «классика жанра».
Со своей стороны отмечу 2 интересных факта, которые помогли убедить суд в согласованности действий компаний группы с целью уклонения от уплаты налогов.
Первый – технический, иногда встречается в судебной практике по подобной категории дел: управление Клиент-Банком для работы с расчетными счетами фирм-однодневок, оптовой и розничной компаний осуществлялись с одних и тех же IP-адресов, что, по мнению суда, свидетельствует о подконтрольности однодневок реальным компаниям группы. Подробно процесс доказывания и обоснования этого факта можно посмотреть на страницах 20 – 25 этого решения и страницах 24 – 26 этого.
А второй, наверное, можно назвать курьезным. Суд установил, что «налоговым органом выявлена также и аффилированость между техническими компаниями 1 звена (фирмы-однодневки), а именно, при анализе регистрационных дел технических компаний 1 звена, установлено, что в уставный капитал ООО «Азимут», ООО «Миодест», ООО «Миресал», ООО «Центр русской книги» был внесен принтер HPLaser Jet 1015, производство Китай с единым серийным номером — SCN61MO30C» (третий снизу абзац страницы 25 того же решения).
И смех, и грех.
P.S. По правилам блога я ссылаюсь только на установленные факты и выводы, сделанные судами, и не даю своих оценок до постановления кассации.
***
© "Ведомости", 12.12.2012
Налоговики дочитывают книги
Ксения Болецкая, Дмитрий Казьмин
Арбитражный суд Москвы на днях отклонил иск ООО «Пятый океан» к налоговой инспекции № 17 по Москве, следует из базы суда. «Пятый океан» — бывшая логистическая структура группы АСТ — оспаривал доначисление ему налогов. В 2010-2011 гг. налоговая инспекция проверила эту компанию, а также еще четыре юрлица, входящих в АСТ, и предъявила им претензии на общую сумму 6,7 млрд руб. Сумма претензий к «Пятому океану» была самой большой — 4,16 млрд руб. Налоговики посчитали, что АСТ использует при реализации книг и канцтоваров фирмы-однодневки: одни компании группы (производители) продают им товар с минимальной наценкой, а другие (дистрибуторы) потом покупают с максимальной. Разница остается в однодневках и выводится из-под налогообложения. Выручка группы в прошлом году составила 6,5 млрд руб., таким образом, доначисления превышают годовой оборот АСТ.
До весны этого года АСТ была одной из двух крупнейших книжных компаний в России. По данным СПАРК и ЕГРЮЛ, владелец большей части компаний группы АСТ (всего их более сотни) — кипрская A.A.B.P. Advanced Achievement Books Publishers Ltd. Ее собственники, в свою очередь, — Андрей Герцев и Яков Хелемский (по 33,35%), Олег Бартенев и Игорь Феоктистов (по 9,52%), Юрий Хацкевич (9,51%), Юрий Дейкало (4,75%). С июня всем бизнесом АСТ, кроме розничной сети «Буква», управляет топ-менеджмент бывшего главного конкурента группы — компании «Эксмо». Компания получила трехлетний опцион на покупку основных компаний АСТ, говорил ранее совладелец «Эксмо» Олег Новиков.
Все пять компаний оспорили результаты налоговой проверки в суде и большую часть дел уже проиграли. У них еще есть возможность подать апелляцию. Но у компаний недостаточно средств, чтобы расплатиться, если решения о доначислении вступят в законную силу, утверждает знакомый с ситуацией сотрудник налоговых органов. Например, из решения суда по «Пятому океану» следует, что компания располагает активами на 6,3 млрд руб., а ее кредиторская задолженность (с учетом доначисленных налогов) составляет почти 12 млрд руб. А четыре из пяти компаний, к которым предъявлены претензии (кроме ООО «Астрель»), признаны банкротами по собственным заявлениям, в них идет процедура ликвидации, следует из базы суда.
Кроме того, у АСТ сейчас фактически другой собственник, указывает сотрудник налоговых органов, поэтому инспекция изучает возможность привлечения «участников группы лиц» (топ-менеджеров и, возможно, бывших владельцев) к субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность фактически означает, что гендиректор, главный бухгалтер и другие менеджеры возмещают ущерб не только имуществом компании, но и личным, объясняет Роман Терехин, управляющий партнер юридической компании «Налоговик». Применяется такая ответственность, по его словам, крайне редко: сложно не только доказать, но и затем взыскать личные средства гражданина. Практическая польза такой меры не в возврате денег, а в личной ответственности топ-менеджеров — в назидание другим руководителям, что уход от налогов может обернуться серьезными личными неприятностями, добавил Терехин. […]
***
Яков Хелемский: абсолютный Мистер Зло
© "Афиша", 01.04.2011, Кто управляет Москвой / Яков Хелемский, глава издательства "АСТ", Фото: "ИТАР-ТАСС"
Наталья Кострова
Большую часть гигантского российского книжного рынка контролирует издательство «АСТ» — а издательство «АСТ» контролирует Яков Хелемский: человек, который не дает интервью и который, если верить слухам, единолично назначает бестселлеры и на корню скупает мелкие издательства. [...]
Яков Хелемский |
Александр Иванов
главный редактор издательства Ad Marginem
Яков Хелемский — это цеховик из 1990-х во всех смыслах этого слова. Представляете себе образ из кино: владыка небольшой подпольной фабрики по производству маек и целлофановых пакетов с изображением Аллы Пугачевой — и вот такой персонаж решил заниматься книгами. Как и все, он начал с торговли: какие-то лотки, «Олимпийский». (У меня есть такая информация, но я не могу ее никак подтвердить.) А сейчас это абсолютный Мистер Зло, чувак, который под видом книг пытается инсталлировать в жизнь какую-то очень странную реальность. Так как он человек чувствительный и неглупый, то он понял, что главные читатели трэшняка, который издавало и издает АСТ, это охранники.
Было у нас такое несчастье: мы в течение года работали с АСТ как с распространителем — по сложной схеме, из которой до сих пор не можем выпутаться. Представляете себе Мистера Зло, достающего мизинцем из зубов кусочки еды? Вот мы были именно таким маленьким волоконцем между дорогих фарфоровых зубов Хелемского.
Этот человек постоянно меняет правила игры. Представьте себе таксиста, с которым вы договариваетесь проехать куда-то за 300 р., но на последних километрах он вдруг говорит, мол, пробок чего-то много, давай 500. Ты ему говоришь, ну как же, мы же договаривались, а он: «Да ну, фигня! Ты же реально видишь, как тяжело мне живется, подрезают, твари, цены на колбасу подняли, семья у меня большая. А если не заплатишь, то у меня тут монтировочка есть». При этом говорит такое человек в костюме от Brioni, ботинках от Bellucci, с кожаными старинными книжками в кабинете.
АСТ создало огромную империю. Яков Хелемский, в частности, знаменит тем, что единолично назначает бестселлеры. Принцип простой: если книга попала в список из ста бестселлеров, ты весь в шоколаде. При этом Хелемский сам устанавливает цены на книги. Нет, на самом деле он ничего не читает. Какое там чтение! Он просто держит в руках каждую книжку, обнюхивает ее, а потом говорит: мол, оптовая цена — 132 рубля.
Для меня Хелемский олицетворяет собой корпоративный бизнес, который поглотил любые человеческие движения в мире книг. Надо признать, что использовал он по этому поводу не им изобретенный метод. Еще Березовский в бытность ЛогоВАЗА понял, что надо покупать не очень дорогие активы, а нескольких принципиальных менеджеров, которые будут этими активами управлять. Правда, есть побочный эффект: как только менеджеров сдвигаешь с их позиций, бизнес моментально проваливается. Вот так Хелемским куплена, к примеру, неплохая команда Елены Шубиной, которая в АСТ ведет русскую прозу, и команда Вари Горностаевой. Он пошагово уничтожает рынок маленьких и средних издательств. Все книги выглядят как более или менее одинаковые бейглы, которые посыпаны через один то лазоревой пудрой, то розовой. Людей приучили к настоящему упакованному говну — они дошли до того, что покупают книги не глядя. [...]
Комментариев нет:
Отправить комментарий