среда, 16 января 2013 г.

Короля книжного трешняка Хелемского подвел принтер! В налоговой схеме на 6,7 млрд руб. АСТ с "помойками" связывали IP-адреса!



Однодневки, помойки, прокладки, пустышки, космонавты, технические компании – к сожалению, в 2000-е годы эти неблагозвучные термины прочно вошли в сленг налоговых специалистов. Использование таких компаний в хозяйственной деятельности стало наиболее «эффективным» способом ухода от налогов, а арбитражные дела с наличие таких эпизодов составляют по моим оценкам не менее половины от всех налоговых споров. Сегодня об одном из таких дел, а точнее об их группе.

В начале 2012 года в СМИ прошла информация о том, что налоговики предъявили налоговые претензии одной из крупнейших российских издательских групп — АСТ. Компания обвинялась в неуплате налогов на прибыль и НДС на сумму 6,7 млрд. руб. за счет использования в своей деятельности фирм-однодневок. Вот что в свое время писали об этом «Ведомости».

В течение 2012 года было вынесено несколько судебных актов по этим делам, из которых можно почерпнуть, как издательство АСТ организовало схему уклонения от налогов и как налоговики ее разоблачили, доказав свои претензии в суде. Например, раздватри

Схема выглядела просто. Оптовик — компания группы, закупавший книжную продукцию и канцтовары у фактических производителей, «перепродавал» ее с минимальной наценкой фирмам-однодневкам, а те, увеличивая стоимость товара на 40-50 %, «поставляли» ее дальше компаниям группы (назовем их розничными) для продажи конечным потребителям через розничные сети и магазины. Соответственно маржа фирм-однодневок выводилась из под налогообложения.

Налоговики, доказывая схему, выявили типичный набор ее компонентов: директора-отказники, нулевая отчетность фирм-однодневок либо с минимальными показателями, отсутствие нахождения по юридическому адресу, отсутствие персонала и средств производства, транспорта, складских помещений. В общем ничего нового, так сказать «классика жанра».

Со своей стороны отмечу 2 интересных факта, которые помогли убедить суд в согласованности действий компаний группы с целью уклонения от уплаты налогов.

Первый – технический, иногда встречается в судебной практике по подобной категории дел: управление Клиент-Банком для работы с расчетными счетами фирм-однодневок, оптовой и розничной компаний осуществлялись с одних и тех же IP-адресов, что, по мнению суда, свидетельствует о подконтрольности однодневок реальным компаниям группы. Подробно процесс доказывания и обоснования этого факта можно посмотреть на страницах 20 – 25 этого решения и страницах 24 – 26 этого

А второй, наверное, можно назвать курьезным. Суд установил, что «налоговым органом выявлена также и аффилированость между техническими компаниями 1 звена (фирмы-однодневки), а именно, при анализе регистрационных дел технических компаний 1 звена, установлено, что в уставный капитал ООО «Азимут», ООО «Миодест», ООО «Миресал», ООО «Центр русской книги» был внесен принтер HPLaser Jet 1015, производство Китай с единым серийным номером — SCN61MO30C» (третий снизу абзац страницы 25 того же решения). 

И смех, и грех. 

P.S. По правилам блога я ссылаюсь только на установленные факты и выводы, сделанные судами, и не даю своих оценок до постановления кассации.

***
© "Ведомости", 12.12.2012

Налоговики дочитывают книги

Ксения Болецкая, Дмитрий Казьмин 

Арбитражный суд Москвы на днях отклонил иск ООО «Пятый океан» к налоговой инспекции № 17 по Москве, следует из базы суда. «Пятый океан» — бывшая логистическая структура группы АСТ — оспаривал доначисление ему налогов. В 2010-2011 гг. налоговая инспекция проверила эту компанию, а также еще четыре юрлица, входящих в АСТ, и предъявила им претензии на общую сумму 6,7 млрд руб. Сумма претензий к «Пятому океану» была самой большой — 4,16 млрд руб. Налоговики посчитали, что АСТ использует при реализации книг и канцтоваров фирмы-однодневки: одни компании группы (производители) продают им товар с минимальной наценкой, а другие (дистрибуторы) потом покупают с максимальной. Разница остается в однодневках и выводится из-под налогообложения. Выручка группы в прошлом году составила 6,5 млрд руб., таким образом, доначисления превышают годовой оборот АСТ.

До весны этого года АСТ была одной из двух крупнейших книжных компаний в России. По данным СПАРК и ЕГРЮЛ, владелец большей части компаний группы АСТ (всего их более сотни) — кипрская A.A.B.P. Advanced Achievement Books Publishers Ltd. Ее собственники, в свою очередь, — Андрей Герцев и Яков Хелемский (по 33,35%), Олег Бартенев и Игорь Феоктистов (по 9,52%), Юрий Хацкевич (9,51%), Юрий Дейкало (4,75%). С июня всем бизнесом АСТ, кроме розничной сети «Буква», управляет топ-менеджмент бывшего главного конкурента группы — компании «Эксмо». Компания получила трехлетний опцион на покупку основных компаний АСТ, говорил ранее совладелец «Эксмо» Олег Новиков.

Все пять компаний оспорили результаты налоговой проверки в суде и большую часть дел уже проиграли. У них еще есть возможность подать апелляцию. Но у компаний недостаточно средств, чтобы расплатиться, если решения о доначислении вступят в законную силу, утверждает знакомый с ситуацией сотрудник налоговых органов. Например, из решения суда по «Пятому океану» следует, что компания располагает активами на 6,3 млрд руб., а ее кредиторская задолженность (с учетом доначисленных налогов) составляет почти 12 млрд руб. А четыре из пяти компаний, к которым предъявлены претензии (кроме ООО «Астрель»), признаны банкротами по собственным заявлениям, в них идет процедура ликвидации, следует из базы суда.

Кроме того, у АСТ сейчас фактически другой собственник, указывает сотрудник налоговых органов, поэтому инспекция изучает возможность привлечения «участников группы лиц» (топ-менеджеров и, возможно, бывших владельцев) к субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность фактически означает, что гендиректор, главный бухгалтер и другие менеджеры возмещают ущерб не только имуществом компании, но и личным, объясняет Роман Терехин, управляющий партнер юридической компании «Налоговик». Применяется такая ответственность, по его словам, крайне редко: сложно не только доказать, но и затем взыскать личные средства гражданина. Практическая польза такой меры не в возврате денег, а в личной ответственности топ-менеджеров — в назидание другим руководителям, что уход от налогов может обернуться серьезными личными неприятностями, добавил Терехин. […]

***

Яков Хелемский: абсолютный Мистер Зло

© "Афиша", 01.04.2011, Кто управляет Москвой / Яков Хелемский, глава издательства "АСТ", Фото: "ИТАР-ТАСС" 

Наталья Кострова 

Большую часть гигантского российского книжного рынка контролирует издательство «АСТ» — а издательство «АСТ» контролирует Яков Хелемский: человек, который не дает интервью и который, если верить слухам, единолично назначает бестселлеры и на корню скупает мелкие издательства. [...] 

Compromat.Ru
Яков Хелемский
Александр Иванов
главный редактор издательства Ad Marginem 

Яков Хелемский — это цеховик из 1990-х во всех смыслах этого слова. Представляете себе образ из кино: владыка небольшой под­польной фабрики по производству маек и целлофановых пакетов с изображением Аллы Пугачевой — и вот такой персонаж решил заниматься книгами. Как и все, он начал с торговли: какие-то лотки, «Олимпийский». (У меня есть такая информация, но я не могу ее никак подтвердить.) А сейчас это абсолютный Мистер Зло, чувак, который под видом книг пытается инсталлировать в жизнь какую-то очень странную реальность. Так как он человек чувствительный и неглупый, то он понял, что главные читатели трэшняка, который издавало и издает АСТ, это охранники. 

Было у нас такое несчастье: мы в течение года работали с АСТ как с распространителем — по сложной схеме, из которой до сих пор не можем выпутаться. Представляете себе Мис­тера Зло, достающего мизинцем из зубов кусочки еды? Вот мы были именно таким маленьким волоконцем между дорогих фарфоровых зубов Хелемского. 

Этот человек постоянно меняет правила игры. Представьте себе таксиста, с которым вы договариваетесь проехать куда-то за 300 р., но на последних километрах он вдруг говорит, мол, пробок чего-то много, давай 500. Ты ему говоришь, ну как же, мы же договаривались, а он: «Да ну, фигня! Ты же реально видишь, как тяжело мне живется, подрезают, твари, цены на колбасу подняли, семья у меня большая. А если не заплатишь, то у меня тут монтировочка есть». При этом говорит такое человек в костюме от Brioni, ботинках от Bellucci, с кожаными старинными книжками в кабинете. 

АСТ создало огромную империю. Яков Хелемский, в частности, знаменит тем, что единолично назначает бестселлеры. Принцип простой: если книга попала в список из ста бестселлеров, ты весь в шоколаде. При этом Хелемский сам устанавливает цены на книги. Нет, на самом деле он ничего не читает. Какое там чтение! Он просто держит в руках каждую книжку, обнюхивает ее, а потом говорит: мол, оптовая цена — 132 рубля. 

Для меня Хелемский олицетворяет собой корпоративный бизнес, который поглотил любые человеческие движения в мире книг. Надо признать, что использовал он по этому поводу не им изобретенный метод. Еще Березовский в бытность ЛогоВАЗА понял, что надо покупать не очень дорогие активы, а нескольких принципиальных менеджеров, которые будут этими активами управлять. Правда, есть побочный эффект: как только менеджеров сдвигаешь с их позиций, бизнес моментально проваливается. Вот так Хелемским куплена, к примеру, неплохая команда Елены Шубиной, которая в АСТ ведет русскую прозу, и команда Вари Горностаевой. Он пошагово уничтожает рынок маленьких и средних издательств. Все книги выглядят как более или менее одинаковые бейглы, которые посыпаны через один то лазоревой пудрой, то розовой. Людей приучили к настоящему упакованному говну — они дошли до того, что покупают книги не глядя. [...]

Комментариев нет:

Отправить комментарий