Из Минздравсоцразвития в новом правительстве хотят сделать два министерства: труда и здравоохранения. Нынешний министр Татьяна Голикова, скорее всего, уйдет в отставку, считают федеральные чиновники
После выборов и назначения нового председателя правительства Министерство здравоохранения и социального развития, скорее всего, будет разделено, рассказывают три федеральных чиновника. Такой вариант серьезно рассматривается, подтверждает сотрудник Кремля: решение назрело, регулирование трудовых отношений сейчас в заброшенном состоянии.
Минтруд создавать нужно, чтобы привести трудовое законодательство в соответствие с реальностью, объясняет один из федеральных чиновников: придется искать баланс интересов работника и работодателя, решать вопросы защиты труда, оплаты больничных листов, страхования, минимизируя затраты государства. Пенсионным обеспечением тоже будет заниматься Минтруд, сообщают два федеральных чиновника.
Важный вопрос, продолжают собеседники «Ведомостей», кому подчинять внебюджетные фонды — Пенсионный (ПФР), социального (ФСС) и медицинского страхования (ФОМС). Сейчас все они в ведении Минздравсоцразвития. Страховые платежи собирает ПФР — и расщепляет: 22% — себе, 2,9% — ФСС, 5,1% — ФОМС. По новой схеме получается, что ПФР и ФСС уходят в подчинение Минтруда, а ФОМС остается у Минздрава. Есть риск конфликтов при расщеплении платежей, предупреждает федеральный чиновник, поэтому рассматривается вариант, что все фонды станут подчиняться напрямую правительству, как в 2007 г. Решение принимает не Минздравсоцразвития, лаконичен его представитель.
Минздравсоцразвития появилось в 2004 г., его тогда возглавил Михаил Зурабов, перешедший из председателей ПФР. Объединение Минтруда и Минздрава сопровождалось реформами: правительство скорректировало проведенную в 2002 г. пенсионную реформу, исключив из накопительной части людей старше 1967 года рождения и приняв закон о замене натуральных льгот деньгами.
Закон о монетизации льгот, в разработке которого участвовала тогдашняя замминистра финансов Татьяна Голикова, вызвал массовые протесты населения. Замена льгот деньгами сопровождалась резким ростом цен на услуги транспорта: по оценкам Лилии Овчаровой и Алины Пишняк из Независимого института социальной политики, негативный эффект от монетизации почувствовало 53% населения, и федеральному бюджету за реформу только в 2005 г. пришлось заплатить почти втрое больше, чем планировалось.
Протесты постепенно утихли, но в сентябре 2007 г., после очередной смены правительства, Минздравсоцразвития возглавила Голикова.
Голикову считают инициатором валоризации пенсионных прав — повышения пенсий людям, имевшим стаж работы до 2002 г., не учтенный проведенной в тот год реформой. Федеральный бюджет в 2010 г. выделил на валоризацию более 0,5 трлн руб. (треть дефицита бюджета-2010), появились также социальные доплаты к пенсиям, не дотягивавшим до размера регионального прожиточного минимума. Из-за этого средняя пенсия увеличилась в реальном выражении на 35% и достигла почти 40% от средней зарплаты (27% в 2009 г.). Повышенные пенсионные обязательства необходимо ежегодно индексировать, и новое бремя бюджета, доля социальных расходов в котором увеличилась с четверти до трети, вызвало активную критику экспертов. Голикова с критиками валоризации категорически не согласна (февральское интервью «Ведомостям»): «Пенсионное обеспечение наших граждан было настолько невелико, что мы на фоне остального мира просто неприлично смотрелись».
Параллельно с валоризацией состоялась реформа единого социального налога — он был заменен страховыми взносами, совокупная ставка которых выросла до 34% против 26% ЕСН, а администрирование взносов перешло от Федеральной налоговой службы к ПФР. Из-за кризиса правительство отложило повышение взносов на год и в 2010 г. компенсировало фондам выпадающие доходы из федерального бюджета. А в 2011 г., когда заработала повышенная ставка, Минэкономразвития зафиксировало уход зарплат в тень, а Минфин — падение сбора подоходного налога; оба ведомства признали рост нагрузки на труд ошибкой. На 2012-2014 гг. — переходный период для принятия очередной пенсионной реформы — правительство снизило общую ставку взносов до 30% и ввело некоторые льготы.
Минздравсоцразвития акцентируется на здравоохранении, регулирование рынка труда вторично, поддерживает идею разделения министерства секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков: «Если трудом заниматься по-настоящему, должно быть отдельное ведомство». По его словам, ФНПР давно выступает за создание Минтруда, которое бы работало с объединениями работодателей и отраслевыми профсоюзами: обращались к премьеру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву.
В области здравоохранения Голикова действует в абсолютно правильном векторе, но медленно, считает топ-менеджер фармкомпании. Идея стандартизировать оказание медицинской помощи позволяет бизнесу прогнозировать спрос на лекарства, но не все стандарты еще приняты, продолжает он, делаются шаги и для внедрения системы соплатежей при лекарственном обеспечении, но нет инфраструктуры для оценки эффективности лекарств.
Реформа здравоохранения, позволившая бы коммерческим клиникам работать в системе госгарантий, пока осталась в статусе дискуссии: не развивается правовая база, сожалеет гендиректор Европейского медицинского центра Артем Гапеев.
Путин недавно назвал Голикову крутоватой девушкой с характером и признал, что она работает на расстрельной должности. Голикова уйдет в отставку, полагают два федеральных чиновника. Возможность ухода Голиковой подтвердил и сотрудник Кремля: «Она уже очень много сделала».
«Нужно отдельное министерство по труду или нет — вопрос десятый, — говорит директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, — не определены функции государства на рынке труда». Функции регулятора — Роструда — постоянно сокращаются и передаются на региональный уровень, замечает он, но если власть собирается модернизировать экономику, то нужен институт, который бы помогал людям со старых и малопроизводительных рабочих мест переходить на современные.
Пресс-служба президента была недоступна для журналистов.
Важный вопрос, продолжают собеседники «Ведомостей», кому подчинять внебюджетные фонды — Пенсионный (ПФР), социального (ФСС) и медицинского страхования (ФОМС). Сейчас все они в ведении Минздравсоцразвития. Страховые платежи собирает ПФР — и расщепляет: 22% — себе, 2,9% — ФСС, 5,1% — ФОМС. По новой схеме получается, что ПФР и ФСС уходят в подчинение Минтруда, а ФОМС остается у Минздрава. Есть риск конфликтов при расщеплении платежей, предупреждает федеральный чиновник, поэтому рассматривается вариант, что все фонды станут подчиняться напрямую правительству, как в 2007 г. Решение принимает не Минздравсоцразвития, лаконичен его представитель.
Минздравсоцразвития появилось в 2004 г., его тогда возглавил Михаил Зурабов, перешедший из председателей ПФР. Объединение Минтруда и Минздрава сопровождалось реформами: правительство скорректировало проведенную в 2002 г. пенсионную реформу, исключив из накопительной части людей старше 1967 года рождения и приняв закон о замене натуральных льгот деньгами.
Закон о монетизации льгот, в разработке которого участвовала тогдашняя замминистра финансов Татьяна Голикова, вызвал массовые протесты населения. Замена льгот деньгами сопровождалась резким ростом цен на услуги транспорта: по оценкам Лилии Овчаровой и Алины Пишняк из Независимого института социальной политики, негативный эффект от монетизации почувствовало 53% населения, и федеральному бюджету за реформу только в 2005 г. пришлось заплатить почти втрое больше, чем планировалось.
Протесты постепенно утихли, но в сентябре 2007 г., после очередной смены правительства, Минздравсоцразвития возглавила Голикова.
Голикову считают инициатором валоризации пенсионных прав — повышения пенсий людям, имевшим стаж работы до 2002 г., не учтенный проведенной в тот год реформой. Федеральный бюджет в 2010 г. выделил на валоризацию более 0,5 трлн руб. (треть дефицита бюджета-2010), появились также социальные доплаты к пенсиям, не дотягивавшим до размера регионального прожиточного минимума. Из-за этого средняя пенсия увеличилась в реальном выражении на 35% и достигла почти 40% от средней зарплаты (27% в 2009 г.). Повышенные пенсионные обязательства необходимо ежегодно индексировать, и новое бремя бюджета, доля социальных расходов в котором увеличилась с четверти до трети, вызвало активную критику экспертов. Голикова с критиками валоризации категорически не согласна (февральское интервью «Ведомостям»): «Пенсионное обеспечение наших граждан было настолько невелико, что мы на фоне остального мира просто неприлично смотрелись».
Параллельно с валоризацией состоялась реформа единого социального налога — он был заменен страховыми взносами, совокупная ставка которых выросла до 34% против 26% ЕСН, а администрирование взносов перешло от Федеральной налоговой службы к ПФР. Из-за кризиса правительство отложило повышение взносов на год и в 2010 г. компенсировало фондам выпадающие доходы из федерального бюджета. А в 2011 г., когда заработала повышенная ставка, Минэкономразвития зафиксировало уход зарплат в тень, а Минфин — падение сбора подоходного налога; оба ведомства признали рост нагрузки на труд ошибкой. На 2012-2014 гг. — переходный период для принятия очередной пенсионной реформы — правительство снизило общую ставку взносов до 30% и ввело некоторые льготы.
Минздравсоцразвития акцентируется на здравоохранении, регулирование рынка труда вторично, поддерживает идею разделения министерства секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Александр Шершуков: «Если трудом заниматься по-настоящему, должно быть отдельное ведомство». По его словам, ФНПР давно выступает за создание Минтруда, которое бы работало с объединениями работодателей и отраслевыми профсоюзами: обращались к премьеру Владимиру Путину и президенту Дмитрию Медведеву.
В области здравоохранения Голикова действует в абсолютно правильном векторе, но медленно, считает топ-менеджер фармкомпании. Идея стандартизировать оказание медицинской помощи позволяет бизнесу прогнозировать спрос на лекарства, но не все стандарты еще приняты, продолжает он, делаются шаги и для внедрения системы соплатежей при лекарственном обеспечении, но нет инфраструктуры для оценки эффективности лекарств.
Реформа здравоохранения, позволившая бы коммерческим клиникам работать в системе госгарантий, пока осталась в статусе дискуссии: не развивается правовая база, сожалеет гендиректор Европейского медицинского центра Артем Гапеев.
Путин недавно назвал Голикову крутоватой девушкой с характером и признал, что она работает на расстрельной должности. Голикова уйдет в отставку, полагают два федеральных чиновника. Возможность ухода Голиковой подтвердил и сотрудник Кремля: «Она уже очень много сделала».
«Нужно отдельное министерство по труду или нет — вопрос десятый, — говорит директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон, — не определены функции государства на рынке труда». Функции регулятора — Роструда — постоянно сокращаются и передаются на региональный уровень, замечает он, но если власть собирается модернизировать экономику, то нужен институт, который бы помогал людям со старых и малопроизводительных рабочих мест переходить на современные.
Пресс-служба президента была недоступна для журналистов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий