Неизвестные подробности и странные совпадения из жизни фигурантов дела об отравлении Александра Литвиненко
Андрей Луговой |
В последнее время как-то заметно активизировались события вокруг нашумевшего в 2006 году отравления в Лондоне бывшего чекиста Александра Литвиненко: то его отец выступил по ТВ и «попросил прощения у России», то судья-дознаватель лондонского суда постановил рассекретить результаты расследования полицией и МИ-5 обстоятельств, касающихся смерти Литвиненко.
[NEWSru.com, 02.02.2012, "Публичное покаяние отца Литвиненко: просится в Россию и берет назад обвинения в убийстве "сына-предателя": Отец бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко [...] неожиданно решил публично попросить прощения у России, которую он все эти годы обвинял в смерти сына. С громкими заявлениями он выступил в беседе с журналистами Первого канала. […]
В своем телевизионном покаянии Вальтер Литвиненко признал, что ошибся, и уверил, что антироссийскую деятельность вел только потому, что не знал правды о "сыне-предателе". Пожилой мужчина попросил российские власти позволить ему вернуться на родину, чтобы не прозябать в нищете в итальянской провинции до самой смерти. […]
Он также признался, что просил помощи и у тех западных изданий, что раньше охотно размещали его антироссийские статьи. Когда не получил ответ и от них, обратился за помощью в Россию. […]
Между тем, соратник Бориса Березовского Александр Гольдфарб назвал "бессовестными и бесчеловечными" действия Первого канала, показавшего "покаянное" интервью Вальтера Литвиненко. "Они использовали тяжелое психологическое состояние пожилого человека в целях пропаганды, для того, чтобы обелить убийц Саши", — написал он в своем ЖЖ в четверг. […] При этом, по словам Гольдфарба, Березовский все эти годы помогал Литвиненко-старшему, каждый раз когда он обращался за помощью, последний раз — года полтора назад. — Врезка К.ру]
Репортеры «Новой» из источников, близких к спецслужбам, тоже узнали новые подробности: оказывается, накануне убийства Литвиненко ФСБ якобы вела негласное наблюдение за Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном и отслеживала их связи среди бизнесменов, коллег по работе и даже проверяла соседей по дому.
Так, в процессе отработки связей выяснилось, что в доме, где проживает Ковтун, треть жильцов имеют доступ к радиоактивным материалам, а другие работали в личной охране Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили. Попутно чекисты отследили все передвижения обоих фигурантов и зафиксировали несколько довольно любопытных авиаперелетов. В целом все эти странные факты и удивительные совпадения, конечно, не дают исчерпывающих ответов на вопрос, кто и зачем убил Литвиненко, однако, быть может, помогут в расследовании, которое ведется не только в Англии, но и в России.
Дом на Голубинской
Андрей Луговой попал в поле зрения российских спецслужб из-за своих частых полетов в Тбилиси. Как рассказал встретившийся с нами сотрудник ФСБ, в конце 2005 года к ним поступила оперативная информация, что через Грузию якобы налажены контрабандные поставки радиоактивных материалов в Иран, и они стали поголовно проверять авиапассажиров.
В процессе отработки ближайших связей пассажира Лугового были установлены его деловые партнеры — Олег Голован и Андрей Агафонов, проживающие в доме №** на Голубинской улице.
Олег Голован (слева) и Андрей Агафонов |
Эта многоэтажка была построена в 1978 году Министерством обороны СССР, помимо военных треть квартир в доме досталась физикам, работающим на оборонку, и ведущим специалистам Минатомпрома.
Господин Голован родился в семье военного. Срочную службу проходил в погранвойсках КГБ в Калининграде. Затем — ФСО. Параллельно со службой закончил Экономическую академию им. Плеханова (коммерческий факультет). По приглашению Лугового поступил на работу в службу безопасности телеканала ОРТ, где в то время всем заправляли Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили. Голован имеет членство в ассоциации охранных предприятий «Девятичи», и в прошлом году в Кремле его наградили почетным знаком (свои юбилеи «Девятичи» справляют на комбинате питания УДП «Кремлевский»). Болельщик ФК ЦСКА.
Олег Голован (справа) в офисе ФСО |
Другой партнер Лугового — Андрей Агафонов, тоже начинал службу в КГБ, а затем стал соучредителем ранее подконтрольных Луговому ЧОПов «Столица-Щит» и «Девятый вал — безопасность».
В список жильцов дома, проверяемых на предмет торговли радиоактивными материалами, попал и капитан ГРУ Дмитрий Ковтун, впоследствии один из главных фигурантов дела об убийстве Литвиненко. Но тогда на него никто не обратил внимания.
ИТЭФ
Такое невнимание к персоне Ковтуна объясняется просто: чекисты переключились на сотрудников Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), проживающих в этом самом доме на Голубинской улице.
Справка "Новой"
ИТЭФ был создан 1 декабря 1945 года. В его задачи входило создание тяжеловодного реактора для производства делящихся ядерных материалов и исследований в области космических лучей. Секретные научные эксперименты проводятся и поныне. В том числе исследования по ядерной медицине. Охраняют институт бойцы Внутренних войск МВД (в/ч 37951), а также имеется режимный отдел, укомплектованный сотрудниками ФСБ.
Особенно насторожило проверяющих чекистов то, что несмотря на закрытый статус, в институте неоднократно происходили кражи, разбои и громкие ЧП. Например, в ночь на 23 марта 2002 года неизвестные злоумышленники напали на ведущего инженера Александра Рогаля и, связав его скотчем, похитили из сейфа 6 тыс. долларов. Затем в институте одиннадцать раз похищали компьютеры, цветные металлы, телефонные кабели и оргтехнику. Как позже выяснилось, к большинству краж приложили руку бойцы ВВ МВД, охранявшие территорию.
Но случались и другие весьма подозрительные происшествия: ранним утром 20 января 2002 года на двери спецлаборатории №201 кто-то спилил замок и похитил документацию и часть уникального оборудования на сумму 20 тыс. рублей. Что интересно, визитер не взял крупную сумму денег, находящуюся в лаборатории*.
Ковтун
Об итогах проверки на ИТЭФ неизвестно. Зато известно, что фамилия гэрэушника Ковтуна всплыла еще раз, когда стали отслеживать другие авиаперелеты Лугового. Так, 10 марта 2006 года Луговой и Ковтун авиарейсом из «Внуково» посетили Минеральные Воды и пробыли там пять суток. Помимо них на борту находились Владимир Валуев и Вячеслав Соколенко, тоже выходцы из ФСО.
Слева направо: Вячеслав Соколенко, Андрей Луговой, Дмитрий Ковтун |
Владимир Валуев родился в Москве 22 апреля 1965 года. Закончил Московское общевойсковое командное училище им. ВС РСФСР (МосВОКУ), где подружился с Луговым и Соколенко, а затем работал в ФСО. После увольнения охранял все тех же Березовского и Патаркацишвили. В 2005 году Валуев стал соучредителем уже упоминавшегося выше ЧОП «Столица-Щит». Член той же ассоциации «Девятичи».
Другой пассажир авиарейса — Вячеслав Соколенко окончил то же МосВОКУ, а затем вместе с Луговым служил в 9-м управлении КГБ. Далее Соколенко работал заместителем начальника СБ телеканала ОРТ. Опять-таки член ассоциации «Девятичи» и большой поклонник футбольного клуба ЦСКА. Работал помощником Лугового, ставшего депутатом от ЛДПР в Госдуме.
Как известно, Соколенко присутствовал вместе с Луговым и Ковтуном в кафе гостиницы «Миллениум», где, по версии британских следователей, был отравлен Литвиненко. Хотя журналистам «армейский фанат» заявил, что с Литвиненко знаком не был и только пожал ему руку.
С какой целью теплая компания незадолго до убийства Литвиненко прилетела в Минводы, можно только догадываться: может, лечебной водички попить, а может, провести деловую встречу с кем-то, например, в Чечне (в 2006 году прямое авиасообщение с Грозным отсутствовало — все летали через Назрань или Кавминводы)?
К сожалению, Валуева найти не удалось, а господин Соколенко отказался отвечать на наши вопросы.
Самостоятельные авиаперелеты Ковтуна в 2006 году тоже зафиксированы ФСБ: в своих поездках по стране он в основном сопровождал российских и иностранных бизнесменов, торгующих парфюмерией, электроникой и сгущенным молоком. Например, помимо Минвод капитан ГРУ трижды побывал в Воронеже (10 февраля, 12 мая и 1 июня). Причем 10 февраля в Воронеж параллельно наведывался сотрудник столичного УФСБ Павел Рягузов, который в свое время задерживался в рамках уголовного дела по убийству Анны Политковской. Как уже писала «Новая», в период с 1 по 14 февраля подполковник Рягузов передвигался со скоростью метеора: четырежды побывал в Воронеже, один раз — в Чечне (через Ингушетию) в сопровождении своего начальника Вадима Слюсаря, криминального авторитета Лом-Али Гайтукаева, которого сейчас обвиняют в организации убийства Анны Политковской, и другого бывшего фигуранта дела Политковской — экс-главы Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиля Бураева.
На этом, скорее всего, случайные, но весьма странные совпадения не заканчиваются. Именно в Воронеже жил профессиональный провокатор Скарлыгин, который через несколько дней после убийства Анны Политковской подкинул следствию весьма убедительный ложный след, на который была потрачена уйма времени и который косвенно намекал на возможную причастность к расправе над обозревателем «Новой» Бориса Березовского. Луговой же вообще был свидетелем по делу Политковской и говорил в своих показаниях в том числе и о Литвиненко, и о своем бывшем шефе Березовском. Кстати, тот же Шамиль Бураев, чей бизнес сейчас опять-таки в Воронеже, в интервью «Новой» сообщил, что Рягузов и его непосредственный руководитель, начальник «этнического» отдела столичного УФСБ Вадим Слюсарь предлагали ему «найти покупателя на какой-то сверток с веществом, один грамм которого стоит бешеных денег» (видеозапись имеется в редакции).
На прощанье чекист, проводивший оперативную проверку авиапассажиров, посещавших Грузию на предмет отработки каналов поставки радиоактивных материалов, сообщил, что всего в «черный список» попали 53 человека. В том числе один из основателей игровой империи «Джекпот» Герман Гогличидзе, оказавшийся в соседнем кресле с Луговым. Однако проверку вскоре прекратили, не обнаружив каких-либо существенных фактов.
* 5 февраля 2012 года на территории ИТЭФ под ускорительно-накопительным комплексом ТВН загорелись силовые кабели, и персонал института срочно эвакуировали. Сейчас для расследования причин пожара создана правительственная комиссия, и специалисты не исключают, что имел место умышленный поджог.
[Газета.Ру, 06.02.2012, "Ускоритель тушили по замедленным технологиям": Пожар в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), расположенном на юго-западе столицы по адресу Большая Черемушкинская, 25, вспыхнул в начале шестого утра в воскресенье. [...] В подвале горели кабели, питающие ускорительный комплекс института — один из крупнейших в Европе. […] источник «Интерфакса» в правоохранительных органах пояснил, что пожарные, прибывшие через семь минут после звонка о ЧП, не могли попасть на территорию, так как институт является режимным объектом. «Газете.Ru» источник подтвердил, что пожарным пришлось ждать несколько часов, прежде чем они смогли войти в горящее здание. — Врезка К.ру]
Справка "Новой". Дело Литвиненко
По версии британских следователей, Александр Литвиненко был отравлен полонием-210 в «Сосновом баре» гостиницы «Миллениум», во время встречи с бывшими сотрудниками ФСО Андреем Луговым, Вячеславом Соколенко и капитаном ГРУ Дмитрием Ковтуном (подлили в чайник). По свидетельству полицейских, в это время на улице находились пять футбольных болельщиков ЦСКА, прилетевших на матч с «Арсеналом».
Обвинение в убийстве предъявлены Луговому и Ковтуну, и МИД Великобритании потребовал их экстрадиции, но российские власти отказали.
В свою очередь, Луговой и Ковтун всячески отрицают свою связь с убийством и возлагают всю ответственность на Бориса Березовского и английскую разведку.
По данным «Новой», на встрече с Литвиненко будто бы присутствовал еще один таинственный персонаж — сотрудник оперативно-поискового управления ФСБ (ОПУ) Михаил Разов, использующий при зарубежных поездках семь загранпаспортов. К сожалению, его следы затерялись после возвращения в столицу 7 ноября 2006 года авиарейсом Калининград — Москва («Шереметьево»).
От редакции
Мы не беремся утверждать, что практически совпавшие по времени заказные убийства Анны Политковской и Александра Литвиненко каким-то образом связаны между собой. Однако, как нам кажется, цепочка странных совпадений — по фигурантам, обстоятельствам и географии — нуждается в проверке и объяснении.
Какие дела привлекли бывших и действующих офицеров спецслужб на Северном Кавказе? Каким образом Луговой оказался свидетелем по делу об убийстве Анны Политковской? Так ли уж случайно всплыла фигура воронежского провокатора, не являлся ли он частью операции прикрытия? На эти и множество других вопросов предстоит ответить следствию — как известно, оба уголовных дела находятся в производстве Следственного комитета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий