Самолеты основателей компании Брина и Пейджа базировались на режимном аэродроме НАСА и обеспечивались топливом по "госцене"
Сергей Брин |
Вы думали, что у американских государственных ведомств не бывает своих фирм-любимчиков, а у американских компаний — «крыш» в лице госминистерств? Подумайте еще.
Есть, например, частная авиакомпания H211 LLC. Принадлежит она основателям Google Inc. Сергею Брину и Лэрри Пэйджу, а также председателю совета директоров Google Эрику Шмидту. Основа флотилии компании — один Boeing 767, один Boeing 757 и четыре Gulfstream V. До конца августа текущего года H211 LLC пользовалась особым покровительством Пентагона.
Борт Google One (Boeing 767-238/ER) |
[mjet.ru, "Частные самолеты знаменитостей": Сергей Брин и Ларри Пейдж, основатели Google, владеют корпоративным самолетом Boeing 767-238/ER, 1987 года выпуска, регистрационный номер N2767 (серийный 23896). Boeing 767-238/ER был переоборудован в частный джет из коммерческого лайнера Boeing 767-200. Google One (неофициальное название борта) оборудован раздельными кабинетами для Сергея, Ларри, и Eric Schmidt (президента Google), с общей вместимостью до 50 пассажиров. — Врезка К.ру]
Между американским военным ведомством и H211 LLC существовало соглашение, о котором стороны особо не распространялись. И в самом деле, зачем станут первые лица Google трубить на весь мир о том, что топливо для своей авиационной флотилии они приобретают у министерства обороны по ценам значительно ниже рыночных? Между тем, всему американскому бизнес-сообществу, пишет газета The Wall Street Journal, очень интересно, с какой это стати H211 с 2009 года приобретала авиационный керосин по цене в среднем 3,19 американских долларов за галлон (это примерно 3,8 литра) в то время, как, по данным ассоциации Corporate Aircraft Association, средняя цена по Штатам за тот же период для всех остальных, не столь приближенных к государственной кормушке, составляла 4,35 долларов за тот же галлон.
Фред Фиттс, президент Corporate Aircraft Association, выразил полное непонимание того, как кто-то вообще мог приобретать авиационное топливо по такой низкой цене. Фиттс знает, что говорит: его ассоциация оказывает содействие 1600 компаниям в их переговорах о закупках топлива для корпоративной авиации со скидкой.
Как выясняется, инициатором соглашения между частной фирмой и министерством обороны было американское аэрокосмическое агентство НАСА, исследовательский центр которого Ames Research Center базируется на федеральном аэродроме, что на острове Мофетт. Даже посадка, не то, что базирование, негосударственных самолётов в аэропорту Мофетта — дело исключительное. Этот остров — бывшая база военно-морских сил США, который расположен всего в трёх милях — что-то около пяти с половиной километров — от штаб-квартиры Google в Маунтин-Вью, штат Калифорния. Очень удобно!
За 1,3 миллиона долларов в год НАСА разрешило H211 базировать свои летательные аппараты на аэродроме исследовательского центра. А когда подоспело соглашение с закупками авиационного топлива, то сделка стала ещё и экономически выгодной. В соглашении между H211 и Пентагоном указывалось, что авиационное топливо по государственным расценкам министерство обороны будет отпускать для выполнения контракта с правительством США, для чартерных перевозок и в иных утверждённых целях. Нарушение указанного положения может повлечь за собой административное и уголовное наказание.
О возбуждении уголовных дел пока не слышно. Но к сделке между Пентагоном, НАСА, H211 и Google сенатор Чак Грэссли уже пытается привлечь внимание генерального инспектора министерства обороны.
[CNews.ru, 16.09.2013, "Пентагон отобрал дешевое топливо у самолетов Google": Контракт был заключен на срок до 31 августа 2013 г. Однако продлять его власти США не захотели, после того как вопрос условий контракта поднял сенатор Чарльз Грэссли (Charles Grassley). Он заявил, что неправильно предоставлять возможность экономии одной компании, когда как другие обязаны покупать топливо по полной цене. Он пояснил, что государство не должно вмешиваться в естественную конкуренцию. — Врезка К.ру]
Чуя неладное, чиновники НАСА оправдываются тем, что вся эта история каким-то образом связана с соглашением между НАСА и руководством Google по выполнению полётов в научно-исследовательских и иных целях. Это, в основном, измерение количества озона и парниковых газов в атмосфере. Под эти цели топ-менеджеры Google купили Alpha jet учебно-тренировочный и боевой самолет.
Учебный истребитель Dassault/Dornier Alpha Jet |
Но вышла незадача. Когда подняли записи Федерального управления гражданской авиации США, то оказалось, что подавляющее большинство полётов на топливе, приобретённом у Пентагона, к правительственным заданиям отношения не имело. С 2007 года отнюдь не исследовательские, а вполне себе корпоративно-комфортабельные Boeing 767, Boeing 757 и четыре Gulfstream V с Мофетта совершили 710 вылетов. И пункты назначения к науке отношения не имели. Чаще всего это были Лос-Анджелес и Нью-Йорк, но двадцать раз эти самолёты летали на остров Тортола в Карибском море, семнадцать раз — на Гавайи, шестнадцать — на остров Нантакет, штат Массачусетс, и пятнадцать раз — на Таити.
Три корпоративных лайнера Google, в том числе широкофюзеляжный Boeing 767 летали минувшим июлем из Мофетта в Хорватию, где — вот ведь совпадение! — в это время состоялась свадьба одного из родственников Лэрри Пэйджа, на которой сам основатель интернет-компании выступал в качестве шафера. Его фотографии у алтаря с похожим на очки компьютером Google Glass на переносице обошли многочисленные СМИ всего мира.
Ларри Пейдж с супругой Люсиндой Саутворт |
По сведениям же, предоставленным национальным аэрокосмическим агентством, самолёты Google совершили для НАСА 155 вылетов, но одиннадцать из них приходятся на исследовательский — и весьма экономичный — Alpha jet.
Всего H211 приобрела у Пентагона 2,3 миллиона галлонов авиатоплива. Экономия за счёт применения государственных расценок составила меньше трёх миллионов долларов. Для таких безбедных людей, как основатели и топ-менеджеры Google, а тем более для их компаний, это — сущие крохи. Неужели всё объясняется банальным крохоборством и мелочной жадностью?
А может быть, дело в том, что компания Google, как, впрочем, и другие крупные американские интернет-компании, долгое время плотно сотрудничала с Агентством национальной безопасности, помогала шпионить и за американцами, и за иностранцами? За это она получала какие-то привилегии. Потом, после разоблачений Эдварда Сноудена, захотела выйти из игры, а ей теперь дают понять, что это не кошерно?
Комментариев нет:
Отправить комментарий